В нашей недельной главе сказано: «Ни вдовы, ни сироты не притесняйте. Если кого-либо из них ты притеснишь, то когда возопиет ко Мне, услышу Я вопль его».
Рамбам говорит: человек обязан относиться к сиротам и вдовам с деликатностью и уважением, ведь они в своей жизни испытали то, что сделало их души особо ранимыми! И не имеет значения, богаты они или бедны. И пусть они из царского дома и обеспечены всем, это ничего не меняет. Относиться к ним следует по-особому, а к их имуществу даже более бережно, чем к своему.
Но почему? Почему Вс-вышний запрещает обижать сироту и вдову? И почему для нас так важно этот запрет соблюдать?
Сын Хофец Хаима рассказывал о случае, имевшем место в Радине. Там жил мясник. И вот он узнал, что его сына должны забрать в царскую армию. Он придумал хитрость. Вместо своего ребенка сдал властям юношу-йешиботника. Узнав об этом, Хофец Хаим воскликнул: «Я уверен, что парень сирота! Вс-вышний не смолчит!» Через тридцать лет сын мясника умер от испанки, так и не оставив потомства. Попытка спасти родное дитя за счет сироты ни к чему хорошему мясника не привела. Он украл будущее у юноши-йешиботника, и при этом лишил будущего своего сына, а в определенном смысле, и себя самого. Всякий, перенесший тяжелое горе, претерпевает определенное «уменьшение» души. Пустяковая, на взгляд благополучного человека неприятность, воспринимается вдовой или сиротой в преувеличенных размерах.
Всякое, даже мелкое огорчение ведет к тому, что старое, ранее пережитое горе, усиливается, вызывая глубокую печаль. Но Вс-вышний не хочет видеть своих детей печальными, и потому строго наказывает виновного.
Можно найти множество историй, показывающих на примере больших раввинов, - как следует относиться к вдовам и сиротам.
В Пресбурге (Братислава) была йешива, в которой учился рав Йосеф Хаим Зоненфельд. Каждую Субботу, по дороге на трапезу, он уходил куда-то, минут на пять, а потом снова присоединялся к друзьям. Однажды они не выдержали и спросили: «Почему и куда ты исчезаешь?» Он ответил, что бежит пожелать «Гут Шабос» одной пожилой вдове, живущей неподалеку. «Зачем тебе это? Она твоя мать? Тетушка? Бабушка? Или она так богата, что может тебя облагодетельствовать?» - удивились друзья. «Она мать больших праведников и мудрецов Торы, - сказал будущий раввин. — Уже поэтому она заслуживает большого уважения и почета. Год назад она осталась без мужа. Так почему бы не поднять ей настроение теплым приветствием в Субботу?!»
Главный раввин Бриска, рав Хаим Соловейчик никогда не указывал своей должности, подписывая официальные бумаги, - только имя. С того момента, когда он возглавил раввинский суд Бриска, многие на него давили, побуждая использовать полную подпись — с регалиями. Он ни в какую не соглашался, считая это нескромным и неестественным для себя. Правда, один единственный раз было сделано исключение. У одной бедной вдовы возникли проблемы. Она жила на краю города и нуждалась в помощи. Раввин взял с собой помощника, молодого, с быстрыми ногами, и попросил его пойти вперед, чтобы сообщить вдове, что к ней идет главный раввин Бриска рав Хаим Соловейчик. Помощник удивился: «Вы же никогда не указываете своей должности?!» «В данном случае можно, - ответил рав Хаим. — Пусть вдова почувствует, с каким уважением к ней все относятся. Ведь ее проблемой занимается лично главный раввин города. Быть может, это утешит ее в ее горе!»
Так ведут себя с вдовами и сиротами те, кто правильно понимает жизнь и соблюдает законы Торы.
Раши говорит: эта заповедь имеет более широкий смысл. Ущемлять нельзя никого, не только вдов и сирот, но и простых людей, кажущихся вполне благополучными.
Мидраш Мехильта рассказывает. Когда Рабби Ишмаэля и Раби Шимона вели на казнь, последний спросил: «Из-за чего меня убьют сегодня? Я подверг анализу всю свою жизнь, вспомнил все ее детали, каждое мгновение и не нашел ни одного греха, даже маленького, из-за которого мне полагается такая смерть!» Рабби Ишмаэль ответил: «Неужели ты не можешь припомнить ни единого раза, когда ты был занят своими делами, а к тебе пришел человек с каким-то вопросом? А ты, не желая прерываться, сказал ему, чтоб подождал минуту! Даже за такое маленькое пренебрежение полагается наказание с Небес! Ведь в Торе написано: не притесняй! И не важно, какое притеснение, большое или малое». Тогда Рабби Шимон сказал: «Ты прав! Я понял! Я заслужил!»
Нужно постоянно помнить, как важно наше доброе отношение к окружающим, кем бы они ни были.
р. Арье Аминов