Апрель 2017 / 5777

На подъеме

Первый закон, указанный в нашей недельной главе, касается «эвед пери», еврея, укравшего чье-то имущество и не имеющего возможности его возместить. Решением Бейт Дина (еврейского раввинского суда) такой еврей продается в рабство, а вырученная сумма передается пострадавшему.

Итак, о рабстве. Оно своеобразно: ограничено сроком в шесть лет, хозяин обязан содержать всю семью раба, не вправе давать рабу оскорбительные поручения, например, снимать с себя обувь, не вправе кормить раба хуже, чем ест сам. В общем, это скорее не рабство, а трудовая повинность. Вполне может случиться, что раб изъявит желание остаться в таком комфортабельном положении. В этом случае ему пробьют ухо — в наказание за желание быть рабом человека, а не только рабом Творца. Такой раб остается рабом «леолам».

По поводу этого слова возникает вопрос. Как правило, его перевод — «вовек», то есть до конца существования мира, в данном случае — до конца жизни раба. Однако, устная Тора нам сообщает, что в рабстве остаться можно лишь до «йовеля» - последнего года пятидесятилетнего цикла. В «юбилейном» году в Эрец Исроэль начинают действовать следующие законы: об освобождении рабов, о возврате владельцам их полей, проданных в предыдущие сорок девять лет.

Рабейну Авраhам Ибн-Эзра в своем комментарии к Торе приводит примеры из Танаха, где «леолам» имеет значение не «навек», а «на определенное время».

Рав Яаков Мекленберг, автор книги «hа-Ктав веhа-Кабала» дает иное объяснение. Он пишет, что слово «олам» связано со словом «оле» - поднимается. Следовательно, леолам означает «до подъема», то есть, до того момента, когда раб станет равен хозяину.

Со словом «оле» связано, по объяснению рава Мекленберга, и слово «элем» - юноша, подросток. Юность — время подъема, роста.

«Олам» на иврите — мир. Мир наш создан Творцом с потенциалом развития и подъема. Кто ответственен за эти процессы? Мы, люди! Как «поднимать» мир? На это есть ответ:    мы, приходя в этот мир, должны подниматься сами. Повышать свой духовный уровень и, тем самым, поднимать мир вместе с собой.

Чем больше мы выполняем заповедей и учим Тору, тем больше наш мир соответствует названию «олам» и тем ближе он к тому дню, когда «примут все люди Царство Твое!»

р. Шломо-Залман Кренцель - по материалам вестника "Кol Уaakov"