Принадлежать Б-гу

В начале нашей недельной главы Итро приходит в стан, евреев и получает от Моше подробный «отчет» о чудесах, совершенных В с-вышним для своего народа. Реакция Итро на сообщение Моше следующая: «Благословен Г-сподь, спасший вас из руки Египта и фараона и избавивший этот народ из-под руки Египта» (Шмот 18,10). Возникает вопрос, как понимать кажущееся повторение. Раши пишет, что слова «из-под руки» следует понимать, как «из-под ига», или «от порабощения», т.е. от тяжелой руки угнетателей. А что же значит «из руки»? Рав Гифтер объясняет: как и во многих других местах в тексте Торы, выражение «из руки» означает «из владения». Следовательно, заключает рав Гифтер, в освобождении евреев из Египта есть два аспекта — избавление от физических страданий порабощения и извлечение из владения египтянами. И Итро поступил так, как следует, - поблагодарил Вс-вышнего и за одно; и за другое.

Слава Б-гу, в наше время, практически во всех странах евреи не порабощены физически. И за это мы, наше поколение, должны благодарить Вс-вышнего. Ведь когда ты сам, твое тело, время, силы полностью подчинены другому, невозможно ощущать себя личностью, а значит, и расти духовно. Евреи в Египте не могли себе даже представить возможность освобождения. Им мешало то рабское состояние, в котором они находились, тяжелейший гнет порабощения, лишающий способности даже вдохнуть полной грудью. .Поэтому, как написано в 9-м посуке 6-й главы Книги Шмот, евреи вначале не восприняли весть об избавлении, принесенную Моше.

Нас так не порабощают. А вот «во владении египтян» мы находимся. Каждый из нас является гражданином той или иной страны, и каждый сознает, что он полностью во власти ее законов, чиновников, - системы. Каждому приходится тратить драгоценное время, силы и нервы на всевозможные документы, разрешения, согласования, а иногда и «тактические маневры». От этого никуда не денешься! И это тоже мешает сосредоточиться на духовном росте. Здесь почти не имеет значения, какова ваша профессия, какому виду деятельности вы себя посвящаете. Более того, система время от времени делает что-то, от чего нам становится еще «лучше».

Например, в Израиле решили урезать пособия на детей, неважно по какой причине. Но сотни аврехим (студентов коллелей) вдруг оказались в очень тяжелом положении. Нелегко вгрызаться в Талмуд, когда дома нечего есть.

Или, например, какая-то «умная» голова решила, что йешивы для подростков, получающие дотации от государства, должны ввести в программу обучения светские предметы. Видите ли, углубленное изучение традиций своего народа, напрочь забытых этими «умными головами», - не повод для получения помощи и поддержки от еврейского правительства. (А ведь это и помощью трудно назвать, - так, малюсенький кусочек огромного пирога!). И, в результате, глава, Йешивы должен думать не о предстоящих занятиях со студентами, не о лекциях и уроках в Йешиве, а о том, где бы достать деньги, чтобы их хватило хотя бы еще на какое-то время.

Что мы можем предпринять, в каком направлении действовать? Мне кажется, правильный путь — постараться, не смотря ни на. что, остаться во владении Б-га. То есть, несмотря ни на какие проблемы и трудности, выполнять заповеди, учить Тору, помогать другим. И тогда, в заслугу этого, мы удостоимся полного избавления!

р. Шломо-Залман Кренцель - по материалам вестника "Кol Уaakov"