Не стой под грузом?

(по книгам Маараля)

И расположились в подножии горы..." (Шмот 19:17). Сказал рав Авдима бар Хама: "Это пришло научить нас, что Б-г подвесил над ними гору, как лохань: "Если вы принимаете Тору, хорошо, а если нет - здесь будет ваша могила" (Шабос 88а).

Интересное кино! Получается, Тору нашим предкам всучили насильно? Тогда, спрашивается, почему сегодня кто-то. кому-то что-то должен?

Надо сказать, что этот вопрос задан уже давно. Там же (Шабос 88а) Рова говорит: "Отсюда великая мысль о Торе". Объясняют комментаторы, что здесь имеется ввиду. Каждый, кого Творец попробует "привлечь к ответственности" за несоблюдение, может сказать: "Что Ты хочешь? Принудил принять, а теперь требуешь!" Отвечает Гемора: "Даже если так, позднее евреи добровольно приняли Тору во времена Ахашвероша". Что именно произошло в Шушане - отдельная тема. Нас сейчас интересует другое. Получается, что Синайское Откровение никого ни к чему не обязало? Более того, ещё до насильственного дарования Торы наши предки сказали: "Сделаем и будем слушать", то есть добровольно согласились принять то, что даст Творец. Значит, насилие было абсолютно бессмысленным!

В данной ситуации необходимо по-новому осмыслить термин "насилие". Принудить можно по-разному. Если я хочу чего-то добиться от человека, в моём распоряжении два пути. Могу выламывать ему руки, пока не согласйтся. А могу доходчиво и убедительно объяснить (без угроз, логически), что дальнейшая жизнь возможна только при выполнении следующих действий... В обоих случаях  выбора у собеседника не остаётся. Именно этот второй путь и выбрал Вс-вышний на горе Синай. До сих пор евреи думали, что могут принять Тору, а могут и не принять. Вспомним - Вс-вышний просто-таки уговаривает их: "Вы видели, что Я сделал египтянам; вас же Я носил на орлиных крыльях и принёс к себе. Й вот, если вы будете слушаться Гласа Моего и соблюдать Зэвет Мой, то будете Моим дражайшим уделом из всех народов, ибо Моя вся земля; а вы будете у Меня царством священников и народом святым" (Шмот 19:4-6). Взвесив все за и против, евреи согласились (во всяком случае, им так казалось). И вдруг, у горы Синай стало ясно - никакого выбора нет и не было.

Самое время вспомнить шестой день Творения: "И был вечер, и было утро: день шестой" (Берейшис 1:31). Слово "шестой" написано с определённым артиклем -"известный шестой день". Объясняют наши мудрецы (Шабос 88а): при Творении Вс-вышний поставил условие - если евреи в некий шестой день (6-е Сивана— см. Раши на Берейшис 1, 31) не примут Тору, мир вернётся в состояние первозданного хаоса. Именно этот неприятный факт наши предки осмыслили как зависшую над их головами на манер мухобойки гору. Вообще, мнение о том, что принятие на себя груза заповедей является личным делом каждого, довольно широко распространено. Недавно мне довелось говорить с одним хорошим человеком. Он встретил Мидраш, в котором ясно сказано, что нашего изучения Торы, крайне недостаточно, но и учить Тору так, чтобы потом у Небесного Суда не возникло претензий, практически невозможно. Получается, если жить по Торе, -тогда у вас проблемы, а если нет - то свободны. Из всего этого мой собеседник заключил: надо׳ снимать кипу! Что ж, ошибка очевидна. Нам кажется, есть выбор. Но на самом деле, выбора нет. Принятие Торы и продолжение жизни - одно и то же.

Гора Синай всё ещё висит над каждым из нас. Подними голову, убедись! Давайте же учитывать данный факт при принятии решений!

р. Шимон Анетдинов  - по материалам вестника "Кol Уaakov"