Как сказано в конце недельной главы, седьмой казнью Египетской был град. Тора говорит: «И вышел Моше от Паро из города и простер руки свои к Г-споду, и прекратились громы, и град, и дождь уже не лился на землю». И рядом, буквально в следующем стихе сказано: «И увидел Паро, что перестал дождь, и град и громы, и продолжал грешить, и отягчил сердце свое... и не отпустил сынов Израилевых...»
Магид из Дубно задает два вопроса: 1. Почему в двух рядом стоящих стихах указан разный порядок проявлений стихии? 2. Почему фараон продолжил грешить?
Начнем со второго вопроса. Проще всего предположить, что перед лицом опасности, Паро уверовал во Всесильного Б-га евреев. И продолжал верить, пока опасность сохранялась. Как только она миновала, вера фараона исчерпалась.
Но есть еще более глубокое объяснение странного поведения фараона. Когда грянула очередная напасть, Паро сказал Моше и Аhарону: «Помолитесь Г-споду, и довольно быть громам Б-жиим и граду. И я отпущу вас, и не останетесь более». Моше помолился. В ту же секунду все прекратилось. Но Вс-вышний сотворил еще одно чудо: Он не дал граду упасть, остановив его между Небом и землей и сохранив для Будущих времен.
Паро не поверил в чудо. Он был человеком образованным и рассуждал логически. «Если бы Б-г, - думал Паро, — внял молитвам Моше и прекратил насылать на Египет кару, то после молний и грома, дождь с градом продолжались оы еще как минимум несколько минут. Ведь скорость звука выше скорости падения физического тела. Следовательно, сначала до земли долетает гром, и только потом падает дождь или град». И фараон счел, что молитвы Моше здесь ни при чем, а гром и молнии прекратились случайно.
В этом ответ и на первый вопрос: на земле все выглядело так, будто сначала прекратился град с дождем, и только потом затихли громы и молнии. Повествование Торы сохраняет этот порядок.
И все-таки непонятно: буквально две минуты назад фараон верил, и вдруг его вера иссякла? Не похоже ли это на безумие?
Попытаемся разобраться. Накануне седьмой казни Вс-вышний устами Моше предупреждает: «Вот, Я напущу завтра, в это самое время, град весьма сильный, которому подобного не было в Египте со дня основания его и доныне. ...пошли собрать скот твой, и все, что есть у тебя в поле. Все люди, и скот, которые останутся в поле и не будут убраны домой, они умрут» (Ваэра, 9; 18 - 19). Были те, кто услышал слова Б-га и спас людей и имущество, но были и другие, «кто не обратил сердца своего к слову Г-спода, оставил рабов своих и скот свой в поле» (Ваэра, 9; 21). Почему?
Здесь ключевые слова «не обратил своего сердца». Уже шесть раз обрушивались на Египет несчастья. Какие доказательства нужны еще? Какая информация, какое знание? Но нет, фараон продолжает упорствовать, большинство его приближенных тоже. И дело не в безумстве фараона. Причина в том, что одного знания мало. Нужна вера, которая может быть принята лишь «обратившимся сердцем». Никакая просвещенность не заменит глубокой веры.
Как говорит рав Шалом Швадрон, Вс-вышний всегда предоставляет человеку свободу выбора. А значит, оставляет варианты для минимум двух противоположных ответов. Любое явление, любое чудо, большое или маленькое, почти всегда может быть как-то наукообразно объяснено. Даже чудо рассечения вод Красного моря, кто-то решается объяснить сильным ветром, дувшим всю ночь. Представим, что Б-г всем нам вложил в голову исключительно правильное понимание вещей и событий. Тогда бы все и каждый знали: нужно понимать и действовать только так и не иначе! Ни у кого не осталось бы выбора, а значит, не было бы и заслуг.
Но в какой же области лежат корректные ответы, позволяющие делать правильный выбор? Разумеется, только там, где помимо рассудка, знаний, опыта есть «обратившееся сердце», т.е. глубокая вера в Творца.
Как говорит Рамбам, вера во Вс-вышнего — одна из важнейших заповедей для человека. Если человек готов верить, он воспринимает события в их подлинном смысле. Если человек по каким-то причинам отказывается верить, он будет находить любые аргументы, чтобы отмахиваться от предупреждений. И в итоге, ему придется расплачиваться за свою глухоту.
Есть такая история. По берегу моря у кромки воды гуляли пожилая женщина и малыш — бабушка и внук. Внезапно набежавшая волна смыла мальчика. Бабушка подняла крик. Люди бросились в воду, но ребенка не нашли. Бабушка, еврейка, отнюдь не религиозная, стала молиться: «Г-споди! Если Ты вернешь мне внука, целым и невредимым, в том виде, в каком забрал, я... Я буду соблюдать все Твои заповеди!» Молитва была услышана —море выбросило мальчика на берег. Он был жив, только наглотался воды. Бабушка зарыдала от радости, но вдруг заметила, что на внуке нет панамки. «Где его шапочка? - воскликнула она.— Нет, Г-сподь, Ты вернул мне ребенка не в том виде. Беру свое обещание обратно. Не буду соблюдать!» Что было потом, неважно, но не дай Б-г кому-то из нас поступать так же!
А вот совсем другая история, рассказанная рабби Иссахаром Франдом из Балтимора. Он знал человека, который родился в нерелигиознои среде. В общем-то, это ему не мешало. Однажды, проезжая да машине по улицам Нью-Йорка, он вдруг увидел огромное скопление людей. Ему захотелось выяснить, в чем дело, и он спросил стоящего поблизости полисмена: «Что-то случилось?» Тот удивился. «Ты не знаешь? Ты .разве не еврей? Сегодня же Иом Кипур!» Полицейский говорил с заметным ирландским акцентом. Он, нееврей, знал, что происходит. Человек задумался: «Он прав, я еврей, а не знаю!» Это было той отправной точкой, с которой началось его возвращение, его Тшува.
Вспомните о том, как Моше был избран Б-гом. Он увидел яркий свет. Горел куст. Горел, но не сгорал. Моше свернул со своего пути, чтобы подойти поближе и посмотреть на невиданное чудо. И тогда Вс-вышний заговорил с ним, решив, что перед Ним именно тот, кто нужен для исполнения очень важной и сложной миссии. Способность свернуть с привычного пути, отказаться от удобных стереотипов, проявить внимание, откликнуться всем сердцем —вот, что дает человеку веру, выводит его на правильный путь. Не обладай этими качествами Моше, он никогда не стал бы Моше-рабейну. Когда Вс-вышний подает нам знаки, мы должны быть способными увидеть их, осмыслить и пропустить к своему сердцу.
р. Беньямин Байрон - по материалам вестника "Кol Уaakov"