В начале нашей недельной главы говорится о том, как Вс-вышний отправил Моше к евреям. Через Моше Б-г обещал народу: «Я Г-сподь, выведу вас из-под ига Египтян, избавлю вас от служения им... И Я приму вас к Себе в народ и буду вам Б-гом... И введу вас в землю, о которой Я поднял руку мою, (клянясь) дать ее Авраhаму, Ицхаку и Яакову, и дам я ее вам в наследие». И сказано в Торе, что евреи «не послушали Моше по малодушию и от тяжелой работы».
Тогда Вс-вышний посылает Моше к фараону с требованием отпустить евреев.
Моше сомневается в успехе. Его доводы таковы: «Как услышит меня фараон? Если не услышали евреи, то он тем более не станет слушать!»
Комментарий «Сифтей Хахамим» спрашивает: «Какова логика возражений Моше? Ведь ясно сказано, что евреи остались безразличны к его призывам по причине малодушия и апатии, которая охватила их из-за тяжелой работы. Фараон же, в его праздности, не был ничем обременен или подавлен. Он спокойно мог внять речам Моше».
Однажды, в пятницу вечером, (как раз была глава Ваэра), раввин Манчестерской Йешивы объяснял нам, своим студентам, ошибочность вопроса, поставленного «Сифтеи Хахамим». «Ни в коем случае нельзя даже допустить, - говорил он, - что фараону проще было услышать призывы Моше, чем евреям, загруженным и придавленным непосильной работой. Власть, деньги, материальные блага нагружают человека не меньше, чем каторжный труд. Деятельность человека который живет и дышит материальным, не дает ему ни размышлять, ни слышать о чем бы то ни было, что не вписывается в рамки его деятельности. Еврей, выполняющий рабскую повинность, более свободен для мыслей, менее подвержен стрессам, чем его работодатель, которому нужен результат работы. Рабу безразличен результат, подневольный труд не является делом его жизни».
Более того, ошибочность поставленного вопроса становится очевидной при рассмотрении неких фундаментальных вещей, без которых такое государство как Египет не могло бы существовать.
Речь идет о «малодушии» и «загруженности тяжелой работой». Они были основой, на которой стоял Египет. Идея заключалась в том, чтобы построить сверхцивилизацию в материальном мире. Но если бы каждый человек не занимался этим самоотверженно, максимально, с предельными усилиями, не щадя своей жизни, результат был бы не возможен. Действительно, Египет того времени —продвинутое, технологически передовое государство. Остальные страны мира далеко позади. Фараон сумел вовлечь людей в этот процесс, благодаря гипнотическому воздействию на массы и изнурительному труду, которым они были заняты и который не давал им опомниться и подумать, куда все это ведет.
Слова «страна» и «народ» на иврите—мицраим. Но мицраим это еще и «границы». Система эллинской культуры ограничивала все способности и возможности людей рамками одного дела. Когда Мидраш говорит нам, что никто и никогда не бежал из Египта, это не значит, что пограничники зорко охраняли государственные рубежи, никого не выпуская. Людям, воспитанным государственной системой Египта, бежать не приходило в голову, они не выжили бы в условиях другой системы. Кстати, сам фараон все время носил на шее кирпич. Это не был лишь символ, демонстрирующий народу обремененность правителя. Кирпич был его личной нагруженностью, его «вкладом» в придуманную им схему.
Говоря со Вс-вышним, Моше имеет в виду, что если «глухи» евреи, насильственно включенные в чужое строительство, то тем более фараон — главный босс всей этой стройки — никак не будет способен услышать что-либо, что противоречит установкам и порядкам, принятым в рамках системы. Мы выполняем заповедь Торы, ежедневно упоминая о выходе из Египта. Б-г освободил нас от подавления и порабощения материальным миром, и это освобождение было необходимо для рождения еврейского народа. Следует помнить об этом, чтобы оставаться самым свободным народом.
Дела материального мира неизбежно мешают нашей деятельности в более высоких, духовных сферах. Посмотрим на жизнь современных йешиботников. Она несколько обособленна, отделена от внешнего мира. У студентов напряженная учебная программа, требующая усилии и сосредоточенности. Однако, порой такие юноши смотрят на «реальную» жизнь, словно через забор. И нередко им кажется, что там, «за забором», всем живется легче. Распространенное заблуждение. Оно проходит, если молодой человек оказывается по ту сторону «забора». Отношение ко всему материальному должно быть похожим на отношение к рабству: «Это не свойственное нам дело, но если надо его сделать, значит, все-таки надо».
р. Акива Йосович - по материалам вестника "Кol Уaakov"