В недельных главах Микец и Ваигаш сны Йосефа сбываются. Уже в Микец мы читаем о том, как братья пришли к нему на поклон. Но только в нашей недельной главе - Ваигаш - Йосеф перестает таиться, он открывается братьям и объясняет им, что происходит и почему. Йосеф говорит им, что не они причина того, что он в Египте, это Вс-вышний прислал его сюда, чтобы обеспечить едой и другими материальными благами свою семью в период голода.
На первый взгляд, эти вещи совершенно не связаны между собой. Ведь Йосеф мог бы обеспечить братьев едой, даже если бы не представился им как правитель. И наоборот, он мог бы быть царем, но не брать на себя заботу о прокорме своей семьи. Почему же в судьбе Йосефа это взаимосвязано? Вспомним, Йосеф стал править Египтом, благодаря дельному совету, данному им фараону. Истолковав фараоновы сны, он тут же предложил блестящий проект обеспечения страны на период предстоящего голода. Но, на самом деле, то, что Йосеф станет кормильцем для своих братьев, известно, благодаря его детским снам.
В первом сне Йосеф увидел, как он с братьями собирает в поле колосья, вяжет их в снопы, и как его сноп становится в середине, а снопы братьев - вокруг; и снопы братьев поклонились его снопу. Во втором сне он видит солнце, луну и одиннадцать звезд, склонившихся к нему. В снопах - намек на то, что каждый из сыновей Яакова способен обеспечить себя материально и получать материальные блага прямо от Вс-вышнего. Но придет время,
когда они должны будут склоняться перед Йосефом, и когда они будут материально зависимы от него. В одиннадцати склонившихся к Йосефу звездах - намек на то, что придет время, когда духовные силы сыновей Яакова будут питаться духовной силой Йосефа. То, что братья пришли на поклон к Йосефу - это воплощение в жизнь второго его сна. Обратите внимание! Это самое начало первого из изгнаний нашего народа. И Йосеф был избран стать тем, кто соберет сыновей Яакова, на тот момент разобщенных и очень зависящих от окружения в своей стране.
Сил и возможностей Йосефа хватит на то, чтобы не только объединить членов своей семьи, но и обеспечить материальные и духовные стороны их жизни. Статус Йосефа - его высокое положение правителя Египта, - ни в коем случае не преуменьшает значимость Иеhуды как царя Израиля. Т.е. царем в Израиле является Некуда, царем в изгнании - Йосеф. И в заслугу того, что он обеспечивает духовные и материальные возможности в изгнании, Йосеф становится царем не только для евреев но, и для местных народов. Мы находим еще несколько указаний на то, как Йосеф готовит Египет, которому предстоит принять евреев на долгий и сложный период изгнания.
Раши, опираясь на сказанное в трактате Хулин, объясняет, что Йосеф, в качестве оплаты за хлеб, фактически отобрал земли у египетских землевладельцев. Он отобрал не только земли, но и имущество. Когда у египтян уже нечем было платить за хлеб, они становились рабами. Йосеф проводил такую политику, чтобы сыновья Израиля, оказавшись в изгнании, находясь за пределами своей страны, не чувствовали себя рабами египтян.
На самом деле, нужно понимать, что Йосеф не мог обеспечивать еду египтянам без какой-либо платы. И только после того, как они, в конце концов, стали рабами, он смог бесплатно кормить их, - ведь хозяин должен кормить своего раба.
(Разумеется, свою семью Йосеф кормил бесплатно. Ведь его возможности были дарованы ему Вс-вышним именно для того, чтобы он обеспечивал братьев в изгнании).
И это еще не все. Как говорит нам Мидраш, каждый египтянин, пришедший к Йосефу, чтобы купить еду, должен был сделать себе обрезание. Так Йосеф готовит народ, которому предстоит предоставить евреям убежище в изгнании. Он проводит египтян через «гиюр», чтобы очистить их и ослабить в них неприятие евреев. Йосеф перед своей смертью просит братьев не оставлять его тело в Египте, унести с собой, когда изгнание завершится, и они уйдут. С подобной просьбой обращался к детям и Яаков, но, благодаря влиянию Йосефа, она была исполнена сразу же после его кончины Яакова похоронили в могиле праотцов.
Почему так же не поступили с Йосефом? Потому что его материальное тело должно было оставаться с евреями на протяжении всего изгнания. И только при выходе из Египта, спустя 200 лет, его можно было унести вместе со всем уходящим народом в пределы Израиля. Вклад Йосефа в развитие потенциала народа не был чем-то конечным и ограниченным и не исчерпывается первым изгнанием. Он не теряет своей значимости, и действует дальше, на протяжении всех изгнаний еврейского народа.
В подобные периоды работа евреев, нацеленная как на материальное, так и на духовное обеспечение всего человечества, вызывает огромное уважение у народов мира.
Но мы продолжаем ждать, что наступит тот счастливый момент, когда еврейский народ обретет, наконец, полную независимость от других народов и получит возможность полной духовной реализации. И этот момент наступит с приходом Машиаха, когда будет восстановлен Храм в Иерусалиме.
р. Акива Йосович - по материалам вестника "Кol Уaakov"