В недельной главе, среди прочего, рассказывается о том, как Яаков после двадцатидвухлетней разлуки отправляется в Египет, чтобы встретиться с сыном. Написано так: «И отправился Исраэль, ...и пришел в Бээр Шеву, и принес жертвы Б-гу» (46, 1). И явился Вс-вышний Яакову, и сказал: «Не бойся, иди в Египет, Я пойду с тобой» (46; 3,4).
Раши, комментируя это место, поясняет: Яаков переживал из-за того, что ему придется покинуть Святую Землю.
Следующий посук главы: «...и отправился Яаков из Бээр Шевы... на повозках, которые прислал фараон» (46,5).
Получается, что по пути в Бээр Шеву Яаков фараоновыми повозками не воспользовался. Он с семейством сел в них только тогда, когда отправился из Бээр Шевы в Египет. Но почему? Рав Йеhошуа Лейб Дискин, в свое время бывший главным раввином Бриска (Бреста), а затем Иерусалима, отвечает на этот вопрос так. Отправляясь в Бээр Шеву, Яаков не был уверен, что пойдет в Египет. Прямых указаний от Вс-вышнего пока еще не поступало, а самовольно покидать Землю Израиля он не собирался. Раз так, он не мог воспользоваться чужими повозками, ведь фараон прислал их не для того, чтобы Яаков с семьей просто покатался. Повозки предназначались для конкретной цели - для поездки в Египет. Пользоваться чем-либо без спроса и не по назначению - запрещено! Однако, получив от Вс-вышнего в Бээр Шеве приказ идти в Египет, Яаков получает и право воспользоваться повозками. Теперь они будут использованы по назначению.
О щепетильности наших праотцев и праведников известно много историй. Приведу две из них. История первая.
Рав Шломо Йосеф Каhанеман был главой одной из литовских йешив. До Второй Мировой войны она находилась в местечке Паневежис. В годы Катастрофы рав Шломо Йосеф потерял йешиву, но не пал духом. Ему посчастливилось спастись, он бежал, и в стране Израиля, в городе Бней Брак воссоздал йешиву, которая известна как «Поневеж» и является одной из самых серьезных йешив в мире. Рав Шломо Йосеф ездил по всему свету, собирая для нее деньги. Как-то рав Каhанеман с одним из близких к нему учеников собирал деньги в Хайфе. На это ушел весь день, и вернуться в Бней Брак было уже невозможно. Ученик предложил пойти на ночь в гостиницу. «На деньги йешивы?! - воскликнул рав Каhанеман. Сам он был небогат, его ученик, тем более, своих денег у них не могло хватить на оплату номера.— Сейчас достаточно тепло, и нет опасности заболеть, проведя ночь на улице». И величайший знаток Торы с учеником заночевали на скамейке в парке.
Вторую историю рассказывают об одном из руководителей Йешивы Тельз. Когда он находился в другом городе, собирая деньги на Йешиву, внезапно пошли проливные дожди. Обувь за день промокала так, что не успевала высохнуть за ночь. Возникла необходимость приобретения галош. Но рав сомневался. Своих денег у него было в обрез - на оплату дороги и еды. Галоши в эту смету не входили. Кроме того, дома у него были галоши, и он не стал бы их сейчас покупать, зачем ему еще одна пара... Но эти дожди! Сейчас он находился в чужом городе исключительно по делам своей Йешивы, и по идее, покупка галош, продиктованная внезапным изменением погоды, могла бы быть отнесена к командировочным расходам... Но какие командировочные расходы из собранных средств? Ведь это же деньги цдоки!
Так и не придя к окончательному hалахическому решению, рав устрожил - и потратил деньги из своих личных, весьма скромных средств, существенно сократив расходы на еду.
Дай Б-г и нам следовать примеру наших мудрецов.
р. Шломо Залман Кренцель - по материалам вестника "Кol Уaakov"