Особый свет

Мы зажигаем ханукальные свечи и после этого произносим hанерот hалалу, говорим, что эти свечи святы, их нельзя использовать. На них можно только смотреть и любоваться их светом.

В чем здесь смысл?

Рабейну Нисим (Ран) объясняет: мицва Ханукальных свечей схожа с той, которую выполняли в Храме, зажигая Менору. Менору нельзя было использовать в качестве светильника, и наши ханукальные свечи тоже. Но в Гемаре написано, что свет Меноры, зажженной в Храме, был настолько сильным, что им пользовались в каждом дворе Иерусалима. Получается, что свет Меноры использовали? Имели право?

Чтобы ответить на этот вопрос, нам нужно понять некоторые вещи, как учат мудрецы, творя наш мир, Вс-вышний создал особый свет, но, убедившись, что человек грешен и слаб, скрыл этот свет от него. В самом начале времен тот первый свет можно было видеть от начала и до конца мира. То был свет, который не просто освещал поверхность предметов. Он давал возможность видеть суть каждой вещи и всего сущего вместе — от начала и до конца—от возникновения до разрушения, включая цели и задачи, которые каждой вещи предначертаны. Таким образом тот первый свет раскрывал душу вещей.

Нам, сегодняшним, представить себе этот свет очень трудно. Наш житейский опыт не позволяет понять, как можно видеть дальше и глубже поверхности, привычной зримой границы. Однако, в современной науке можно найти два примера, помогающих приоткрыть смысл того, о чем мы говорим.

Первый —рентгеновские лучи. Ведь они проникают глубже поверхности тела. Правда, они лишь дают информацию о материи, находящейся на определенной глубине, не больше. Здесь речь не идет о сокровенной сути, о душе этой материи. Но вот второй пример, ведущий нас еще дальше. Благодаря сверхсильному увеличению сверхмощных микроскопов, сегодня в специально оборудованных лабораториях стало возможным рассматривать и изучать молекулы ДНК. А ведь в них заложена программа роста и развития организма более или менее от начала его существования и до конца!

Но вернемся к Началу. Вс-вышний видит: человек грешен и слаб, он легко совершает ошибки. Особый свет для него опасен. Охватывая взглядом все, —от начала и до конца, от замысла до воплощения, от намерения до последствий, человек будет бояться действовать. Увидев свои ошибки во всей их сути, он тут же разуверится в своих силах и не захочет жить дальше. Вс-вышний решает скрыть первый свет от изгнанного из  рая Человека, но сохранить его для праведников в Будущем мире.

Храм - особое место. В нем все материальное - и люди, и животные, и храмовая утварь, - обретает свое истинное и полное значение. Здесь свет Меноры - свет, раскрывающий суть, - не опасен. Все, что человек видит в Храме, находится на своем месте и соответствует своему подлинному предназначению.

В том, что свет Меноры использовался в каждом дворе Иерусалима, нет ничего странного. Этот свет не выполнял утилитарные функции, но высвечивал суть вещей (даже за пределами Храма!) для тех, кто достиг достаточного духовного уровня и способен был к правильному мировосприятию.

Когда Вс-вышний пообещал Аhарону hа-Коhену особую привилегию - зажигать Менору, - Он сказал, что это выше, чем все привилегии всех глав колен израилевых, участвовавших в строительстве Храма. Ведь мицва зажигания свечей остается и после разрушения Храма!

Вс-вышний, таким образом, придал высочайший статус зажиганию Ханукальных свечей, по своей сути похожих на свечи Меноры. Свечи Хануки обладают теми же особыми свойствами. Поэтому их ни в коем случае нельзя использовать для банального освещения. На них нужно смотреть, впитывая в себя их свет. Ведь он дарит возможность разглядеть глубинную сущность вещей. Написано: получив Тору, Моше Рабейну заходил в Храм и смотрел на Менору. Это помогало ему полнее постичь слова Торы.

Есть еще одна аналогия: субботние свечи. Любой Шабат - особое время. Своей полнотой и завершенностью он соответствует всему наполнению Храма. И свечи Шабата имеют тот же статус, что и Менора. Постановляя зажигать свечи субботы, мудрецы именно это имели в виду.

В Авдале после Шабата мы говорим о различии между святостью и буднями, светом и тьмой, между евреями и остальными народами, между Шабатом и шестью рабочими днями. Во всем этом ряду духовных противопоставлений только свет и тьма - понятия физические. Почему они здесь? Да потому, что Авдала имеет в виду свет духовный, созданный Творцом при сотворении мира. При наступлении Шабата мы можем увидеть этот свет и сегодня. По отношению к нему наш материальный свет является тьмой.

р. Акива Йосович - по материалам вестника "Кol Уaakov"