"Каждый, кто приносит в жертву (дословно "зарезает") свой йецер и исповедуется над ним, будто оказывает уважение Вс-вышнему в двух мирах, как сказано: "Приносящий жертву ("зарезающий”) тода почтит Меня"(Теhилим 40:23)" (Санhедрин 43б).
Слово тода имеет тот же корень, что и митеадэ -"исповедующийся". То есть, возможно следующее прочтение стиха: "Зарезающий и исповедующийся почтит Меня".
Обращает на себя внимание странный глагол, применённый в отношении йецера. Согласитесь, много привычнее фраза "побеждающий иецер или что-то подобное. Что же хочет царь Давид объяснить нам с Вами?
На этот вопрос отвечает рав Яаков Хизкияhу Гринвальд (один из крупных хасидских мудрецов). Он говорит: Царь Давид учит нас, что человек, желающий победить свой йецер, должен придерживаться определённых правил, похожих на законы шхиты - кошерного убоя скота. Есть 5 вещей, делающих шхиту некошерной: шеия, дриса, халада, аграма и икур. Именно таких ошибок должен остерегаться еврей, борющийся со своим йецером.
Разберём каждое из этих понятий подробнее.
Шеия означает "задержка”. Шхита должна быть сделана быстро - иначе убитое животное становится некошерным. То же относится к работе над собой. В исполнении заповедей нужно быть проворным. А йецер, между прочим, тук как тут — так норовит подкорректировать наши действия. Сколько раз утром нам приходят мысли о том, что день длинный, впереди много времени, 5 минут ничего не решат, и вообще, заслуга изучения Торы ночью больше, чем днём (кстати, это правда) и т.д. К вечеру мы начинаем рассуждать иначе: лучше учиться на свежую голову, утро вечера мудренее... В результате - теряем и день, и ночь. А ведь каждая секунда жизни невосполнима!" Да, будет ещё секунда, но уже другая секунда! Поэтому столь важна учёба в детстве, т. н. гирса дэяккута, - ведь чем раньше начнёшь, тем меньше секунд будет потеряно. Кстати, если человек мог выучить некий закон вчера, а выучил сегодня, это тоже потеря гирса дэянкута (см. Шабос 21б).
Дриса - дословно "растаптывание". Если проводить параллель со шхитой, - то вместо того, чтобы перерезать горло животному (в два движения ножом -туда и обратно), человек надавливает на нож и как бы перерубает горло. Что пытается выиграть такой горе-шойхет? Время! Ведь вместо двух движений он управляется одним. Казалось бы, похвальное желание. Но здесь мы сталкиваемся с важнейшим правилом: проворство и поспешность - не одно и то же. Яркий пример: человек, изучая Тору, стремится пройти ещё главу, ещё лист... И при этом жалеет время и на понимание, и на повторение пройденного. Или, скажем, тот, кто торопится закончить молитву и открыть книгу. Оба они совершают одну и ту же ошибку, пытаясь некошерно зарезать свой йецер. Эта поспешность приводит к потере основы основ -страха перед Б-гом. Ведь для приобретения Б-гоооязненности необходимо задумываться, а это требует времени.
Халада - слово, однокоренное слову хульда, крыса. Это создание прячется в щелях или норах, на вольном воздухе появляется неохотно. Так вот, если нож вошёл в тело не вертикально, а под углом, тогда шхита происходит под кожей, скрытно от глаз, по крысиному, что делает зарезанное животное непригодным в пищу. Такая же проблема сплошь и рядом возникает при духовной работе. Сколько раз мы слышим внутри себя озабоченный голосок (чей - ясно): "Хочешь быть праведнее всех? Смеяться будут! Конечно, ты - праведник, но не надо показывать этого окружающим! Будь как все на людях, а дома, за закрытой дверью, - другое дело!" Например, рядом моют кости некоему общему знакомому (это лашон ара). Следовало бы вмешаться, прекратить, но общественное мнение... Снова ошибка! Ведь в Мишне (Авот гл.5, Мишна 20) тана предостерегает нас: "Будь нагл, как леопард, когда выполняешь желание Вс-вышнего".
Аграма - шхита в неверном месте. Даже если животное сразу умерло, оно несъедобно. То же с йецером - далеко не в каждом месте можно служить Творцу с полной самоотдачей. Многое зависит от учителей и окружения. Если из каких-то соображений человек выбирает для жизни не располагающее к Служению место, возникает дефект аграма.
И, наконец, икур. По одному из мнений это шхита, произведённая зазубренным ножом. Такой нож не разрезает, а как бы вырывает (окэр). То же с йецером. Основной инструмент борьбы с ним - душа. Каждое неверное действие, слово, даже мысль, оставляют на душе зазубрит״. Размер ее пропорционален нарушению. Чем больше , зазубрин, тем дальше от совершенства сделанная таким "инструментом" шхита. Вот почему наши святые книги советуют постараться раскаяться, перед началом учёбы. Ведь Тора и есть основной способ зарезать йецер (в трактате Кидушин 30б приводятся слова Б-га: "Я создал йецер hара и противоядие от него - Тору").
Вот правила шхиты йецера. Приступим к практике!
р. Шимон Анетдинов - по материалам вестника "Кol Уaakov"