Обходной маневр

В начале текущей недельной главы Тора рассказывает о сложных отношениях, сложившихся между Иосефом и его братьями.  В  определенном смысле их жизненные пути разделены. Иосеф — особый ребенок. Он более других детей Яакова унаследовал личностные качества отца.

Когда Иосеф доверительно делится с братьями, рассказывая им сон, они воспринимают это по-своему. Согласно их толкованию, сон—лишь иллюстрация тех «крайне несимпатичных» черт характера, за которые его и не любят. Пропасть между ними растет.

И снова Иосеф видит сон. И теперь рассказывает его и отцу, и братьям. В этот раз Яаков выступает в роли судьи. Сыновья спрашивают его, может ли сон Иосефа быть правдой. А он говорит им, чтоб не слушали ерунды. И выговаривает Иосефу за то, что тот вздумал болтать всякие глупости.

Сказано в Торе: «И завидовали ему братья, а отец его заметил это».

Раши поясняет: Яаков учинил сыну выговор не за сны. Отец прекрасно понимает, что подобные рассказы Иосефа лишь провоцируют ненависть его братьев.

Ор а Хаим добавляет: отец не случайно пеняет сыну в присутствии братьев. Именно так он старается погасить их ненависть.

Яаков, на самом деле, не судит. Он хорошо знает: сны Иосефа—пророчества, которые сбудутся. Но он убежден, что в данный момент братьям об этом знать неполезно. И Яаков опускает главный вопрос: правда ли то, что приснилось Иосефу. Вместо этого отец старается снять конфликт.

Это, на самом деле, вполне надежный прием воспитания, когда сама идея не подлежит объяснению или передаче. Аналогию находим в истории Хануки.

Во времена Хашмонеев из-за греческого давления стало опасно соблюдать законы Торы. Такая ситуация требовала самопожертвования. Коhены поняли, что поколению предстоит исполнить волю Вс-вышнего, умереть во имя Его Закона. Иоханан Коhен Гадоль и его сыновья были готовы к этому, но понимали, что народ не готов.

Они, как всегда, должны были собрать, сплотить, подготовить и повести людей за собой. Но в данном случае им предстояло вести людей к гибели. И, не смотря на то, что они понимали - это воля Творца, - они не стали никого убеждать принести себя в жертву. Хашмонеи сами подняли оружие и вступили в схватку, обреченную на поражение. И были бы разбиты, если бы не помощь Вс-вышнего.

По идее, ни от кого ничего не требовалось. Достаточно было пассивно принять гибель, тихо умереть за Тору. Но здесь так же, как и в случае с Яаковом, лобовое решение не могло оказаться правильным. Понимая, что народ не выдержит испытания, Хашмонеи решили положиться только на себя — пожертвовать собой, чтобы освободить остальных от непосильной задачи. Казалось бы, своими действиями они пошли наперекор воле Творца. Но то, что случилось после победы, не меньше, чем сама победа, показало: Вс-вышний согласен с их действиями. Кашерное масло в оскверненном Храме, светильник, горевший о дней, вместо того, чтобы погаснуть после нескольких первых часов, - это ли не чудо?! Это ли не проявление Его воли?!

Слово Ханука происходит от слова хинух. Одно из значений его - «воспитание».

Размышляя о воспитании, мудрейший Царь Шломо говорит: ребенку нужно прививать идеалы, но при этом нельзя забывать, что каждому малышу требуется особый подход, иногда в ущерб прямолинейности и видимой правильности.

Здесь ни в коем случае не подразумевается вредное действие, поскольку оно способно разрушить, но не воспитать идеалы. И в случае Яакова, и в случае Хашмонеев было осознано, что невозможно действовать прямо. То, что было предпринято, являлось необходимым обходным маневром.

р. Акива Йосович - по материалам вестника "Кol Уaakov"