Декабрь 2017 / Кислев 5778

Во имя правильных целей

В Шаарей Хесед (старый район Иерусалима) есть маленький продуктовый магазинчик, которым долгие годы владела одна женщина.

Обычно машины с теми или иными продуктами приходят за некоторое время до открытия. Грузчики выгружают ящики с продуктами прямо на землю и машина отправляется дальше, ведь адресов в путевом листе хватает, нужно до открытия успеть объехать все торговые точки. Так было и здесь. За час или полтора до открытия этого магазинчика приходила машина с молочными продуктами, а следом за ней машина из пекарни со свежим хлебом. Грузчики были не слишком аккуратны и, второпях, выгружали ящики, как попало. Однажды, дело было летом, хозяйка заметила, что молоко аккуратно сложено в тени под козырьком у входа в магазин. Скорее всего, наняли нового работника, - подумала она, - может это новый репатриант, по-другому воспитанный. И вскоре она привыкла к новому порядку.

В какой-то из дней она решила открыть магазин раньше и увидела, как совсем пожилой раввин Шломо Залман Ойербах, один из выдающихся знатоков Торы, со сложенным подмышкой талитом тянет одной рукой ящики, чтобы они не оставались на солнце.

На самом деле, в Талмуде написано, что заповедь вернуть человеку потерянное им имущество распространяется и на ситуацию, когда возможно предотвратить имущественные потери. Однако, уважаемый человек, который даже свое имущество не стал бы тащить по улице, от подобных обязанностей освобожден.

Но у праведников все не так. Они неизменно помогают другим, спасают их добро. Они вообще относятся к имуществу особым образом, вне зависимости от того, свое он или чужое.

В недельной главе Вайишлах Яаков после того, что переправил всю семью через речку Ябок, вернулся на место стоянки и встретился с ангелом Эйсава.

Мудрецы говорят: он сделал эту последнюю ходку, чтобы взять забытые на стоянке маленькие глиняные плошки. Отсюда вытекает, что праведники, честно и праведно приобретшие материальные ценности, ничего полезного не бросают. Ведь это имущество работает у них во имя служения Вс-вышнему!

Талмуд говорит, что аккуратность в отношении даже крошки пищи, уважение к тому, что дарит нам Вс-вышний, обязательно приводит человека к богатству. Но если кто-то поступает наоборот, не ценит и разбазаривает как пищу, так и все остальное, это приводит его к бедности, не про нас будь сказано!

Правильное отношение к нашим вещам, будь их много или мало, помогает нам использовать их для правильных целей, сообразно их предназначению.

р. Акива Йосович - по материалам вестника "Кol Уaakov"