"И снилось ему: вот, лестница стоит на земле, а верх её достигает Неба, и вот, ангелы Вс-вышнего восходят и спускаются по ней" (Берейшит 28:12).
Учили: какова ширина этой лестницы? 8 тысяч парса (32 тысячи км) - 2 ангела поднимаются, 2 ангела спускаются. Когда встретятся, разве столкнутся? Значит, есть место для четырёх. Написано: "а тело его (ангела) как Таршиш" (Даниэль 10:6), и известно, что Таршиш имеет размер 2 тысячи парса. Учили: восходят и смотрят на образ Верхний, спускаются и смотрят на образ Нижний, хотят причинить ему вред - сразу, - "...и вот, Б-г стоит над ним..." (Берейшит 28:13). И, как сказал раби Шимон бен Лакиш, подобен Он человеку, обмахивающему сына. (Хулин 91б).
Представляете себе эту картину? Лестница, основание которой втрое шире матушки - Земли (вспомним - радиус Земного шара 6400 км). Ясно, что всё это не имеет никакого отношения к материальной реальности. Но, тем не менее, чему-то наши мудрецы здесь нас с вами учат.
Прежде всего, обратим внимание на обилие ангелов. Здесь мудрецы сообщают не вполне очевидную, на первый взгляд, вещь - связь Верхних миров с Нижними и Нижних с Верхними - две совершенно разные вещи. До такой степени, что ангелы даже не встречаются (для чего и нужна приличных размеров лестница). Вывод очевиден - человек, удостоившийся "связи сверху вниз" - получивший особую помощь с Небес, не может успокоиться - ведь ангелы к нему только спустились, к подъёму это не имеет никакого отношения - здесь уже придётся поработать ему самому.
Далее, на что они смотрели? Ведь ясно же, что они не сравнивали спящего Яакова со своим восприятием Вс-вышнего - здесь и сравнивать нечего. Значит, наверху Нашлось что-то, сравнимое с образом человека по имени Яаков.
Говорят наши мудрецы: "Изображение нашего праотца Яакова выбито на престоле Славы" (Мидраш «Агада Берейшит» глава 28). Иначе говоря, этот человек был настолько чист и целен, что достиг высшего уровня, данного Адаму при творении: "по образу и подобию". Соответственно, ангелы, которых святость притягивает, как магнит, стремились к образу этого человека как в духовном мире, так и в физическом. Спрашивается, если так, то почему они хотели причинить Яакову вред? Ответ прост - не может ангел причинить вред человеку, тем более праведнику, без приказа Вс-вышнего. Они и не собирались, - просто стремились приблизиться к лучшему, что нашли в этом чужом для них мире. Только вот беда - спускаясь в этот мир, ангелы получают нечто вроде физического тела - иначе в этом мире невозможно. Единственным пригодным для этого материалом является огонь. А все прочие тела этого мира соседство с ангелом переносят с большим трудом - жарко. Яаков в этом смысле не был исключением - отсюда и опасность. И вот тут-то вмешался Вс-вышний, похожий на заботливого отца, обмахивающего сына в жару.
Вы скажете: конечно, всё это - вещи высокие, и не нам, грешным, примерять их на себя - за нами-то ангелы не гоняются.
Но не будем забывать - "то, что происходило с отцами -знак для сыновей” (Мидраш Танхума Лех Леха параграф 9). Каждый на своём месте и уровне переживает нечто похожее на то, что случилось с Яаковом - к нему приходят ангелы, он нуждается в опёке Вс-вышнего... А вот как часто мы удостаиваемся Его защиты и как ведём себя в подобной ситуации - вопрос. Но, как говорится, пусть это будет домашнее задание.
(По книгам Эин Яаков. Маараль Хидушей агадот)
р. Шимон Анетдинов - по материалам вестника "Кol Уaakov"