Декабрь 2024 / Кислев 5785

Практическая сторона вопроса

Глава Толдот посвящена рождению сыновей Ицхака и Ривки и подробно занимается тем, как складываются на начальном этапе их взаимоотношения друг с другом. Кроме того, в главе упомянуто пророчество, полученное Ривкой накануне рождения Яакова и Эйсава, а также благословения, которыми Ицхак наделил своих сыновей.

Здесь перед нами раскрываются два параллельных плана: с одной стороны, духовный (пророчество и благословения), с другой — практический, показывающий, как духовное воплощается в реальной жизни, то есть в отношениях между участниками описываемых событий, в их решениях и поступках, которые, в свою очередь, проецируются на всю историю непростых и часто драматичных взаимоотношений между евреями и неевреями.

Начнем с пророчества и процитируем Тору, «...и зачала Ривка......и толкались олизнецы в утробе ее, и сказала она: «Если так, зачем же я молилась?». И пошла вопросить Б-га. И сказал ей Б-г: «Два племени в чреве твоем, и два народа разойдутся из лона твоего, и народ народа сильнее будет, и старший будет служить младшему». (21-23)

Стоп! На первый взгляд кажется, что здесь явное противоречие. По идее, слова «народ народа сильнее будет» принципиально не определяют, кто кого пересилит. Но, на самом деле, это как раз и соответствует тому, что произносит Ицхак, благословляя Эйсава. Когда Эйсав приходит к отцу после Яакова, и становится ясно, что благословение первородства уже передано младшему из братьев, Эйсав вопиет к отцу: «Неужели ты не оставил для меня благословения?» (37) и «Газве одно благословение у тебя, отец мой? Благослови также и меня, отец мой!» (39), - то отвечает ему Ицхак: «Вот, это место, в котором будешь жить, будет оно тучнейшим местом земли... и мечом твоим будешь жить, и брату твоему служить, но если опустится, вознегодуешь и поднимешься, свергнешь его с шеи своей» (40, 41).

Из слов Ицхака становится действительно понятно, что вовсе необязательно и не совсем всегда один и тот же народ пересиливает, а другой ему подчинен. Они могут меняться позициями. Но тогда тем более непонятно, почему в пророчестве ясно сказано, что старший будет служить младшему?!

Рав Шломо hа-Коhен из Лиса в своем комментарии «Ави Эзер» замечает, что в этой фразе Торы отсутствует слово «эт». Это слово используется в иврите как связка между объектом и субъектом — то есть, тем, кто действует и тем, кто воспринимает это действие пассивно. Действительно, в отличие от русского языка, где связь между объектом и субъектом определяется падежами (например, Петя принес подарок Коле, — и никаких сомнений относительно того, кто кому принес подарок, не возникает), в иврите все устроено иначе. Объект и субъект часто меняются местами, и чтобы понять кто из них какую роль выполняет, необходимо слово «эт», поскольку именно оно указывает на субъект. Отсутствие в тексте слова «эт» вносит неопределенность (кто объект, кто субъект?), и дает объекту и субъекту возможность меняться местами. То есть, фразу можно понимать в том смысле, что и младший будет служить старшему. Именно поэтому, - говорит рабби Шломо hа-Коhен, - в одном из Мидрашей на этот стих сказано: если Яаков будет служить перед Б-гом, то старший брат будет служить ему, если же Яаков не будет иметь заслуг перед Б-гом, тогда — наоборот.

Ор hа-Хаим дает похожий ответ, правда, разъясняя его по-другому: понятия «старший» и «младший» совсем не подразумевают возраст братьев, они говорят о положении. Тот, кто поднялся в данный момент — это старший, а тот, кто внизу — младший. Подразумевается, что тот, кто внизу вынужден служить тому, кто вверху. И, разумеется, они могут меняться местами.

Но вот на что я хотел бы обратить особое внимание читателя! Вдумайтесь, насколько здравым взглядом на вещи и насколько правильным отношением к сыновьям обладает Ривка! С одной стороны, благодаря пророчеству, она как будто вооружена всей необходимой информацией. С другой стороны, она ничуть не пассивна, не сидит сложа руки и не ждет, пока предсказанное сбудется все по воле Небес.

Когда жизнь показывает, что Ицхак больше любит Эйсава, что верит ему безоглядно и покупается на всякий его обман, Ривке приходится быть начеку, постоянно держать уши открытыми, чтобы, если понадобится, действовать незамедлительно и не допустить непоправимой ошибки. Как только Ривка слышит, что муж отправляет Эйсава поймать в поле дичь и приготовить кушанье, как он любит, чтобы благословить старшего сына перед своею смертью, она, уже имея готовый план, немедленно приступает к его реализации, чтобы поставить Яакова на место Эйсава. Благодаря пророчеству, она знает, что благословение принадлежит Яакову, ей обещано, что если Яаков заслужит, то старший брат будет ему служить, но она не может оставаться пассивной, наоборот, она понимает, что это пророчество ей было дано не случайно, и, значит, она должна действовать! Тем более, что события разворачиваются не так, как должно.

Что-то похожее мы увидим и в конце недельной главы, когда Эйсав, поняв, что лишился основного благословения, мягко говоря, невзлюбил брата. Ривка слышит, как старший сын планирует убить младшего. По идее, такой финал не соответствует ни одному варианту развития событий — ни в пророчестве, ни в благословениях. Даже если, не дай Б-г, главенствовать стал бы не тот, все равно, другой должен ему служить. Но задуманное Эйсавом убийство вообще прекращает любое взаимодействие, любые отношения.

Да, но ведь пророчество говорит о другом! И разве не может Ривка смотреть на это спокойно — мол, ерунда, настроение, это у Эйсава скоро пройдет, не нужно переживать и бояться? Не может! И немедленно отправляет Яакова как можно дальше от Эйсава.

Здесь нужно понять, что она безусловно верит пророчеству, но при этом хорошо чувствует атмосферу в доме. И знает: если реальность показывает, что убийство возможно, значит, пророчеству суждено проявится в среде потомков Яакова и Эйсава.

Ей было сказано, «один народ поднимется против другого народа». И она срочно просит Ицхака отправить Яакова за женой к Лавану. Как объясняет комментарий Мешех Хохма, стремление скорее женить Яакова связано у Ривки не только со способом спасти его от Эйсава. Если убийство возможно, значит, Яакову нужно срочно обзавестись детьми, чтобы продолжить свой род.

И здесь мы еще раз видим трезвый и практический подход к ситуации. Ривка опирается на пророчество, буквально как на руководство к действиям, которые требуются от нее во имя спасения Яакова и сохранения и развития еврейского народа.

Все полученные Ривкой духовные обещания и сообразные им практические действия преподносят нам важный урок: способность сочетать крепкую веру со здоровым практическим подходом к выживанию — это то, что сохранило наш народ на протяжении всей его истории. И мы обретаем эту способность, учась на примере нашей праматери Ривки.

р. Акива Йосович - по материалам вестника "Кol Уaakov"