В главе Толдот Тора поднимает большую, сложную и интересную тему — тему взаимоотношений Яакова и Эйсава. Впервые в истории человечества возникает понятие «еврейский народ». Впервые заходит речь об отношении к нему со стороны неевреев.
Братья-близнецы, рожденные Ривкой, делят между собой духовные качества всего человечества: одному достается высокая духовность, другому — тяга к материальному. Именно с этого момента проявляется явное разделение на евреев и неевреев.
Интересно то, что все начинается еще до рождения на свет, еще в утробе матери. Тора рассказывает, что, забеременев, Ривка постоянно чувствовала в своем животе борьбу, которая причиняла ей физические страдания и выматывала. Чем это кончилось? И кончилось?
Написано: «Она (Ривка) пошла лидрош Вс-вышнего».
Раши объясняет: она пришла в Дом Учения Шема (сына Ноаха, бывшего еще живым, спустя 11 поколений после Потопа) и попросила его обратиться к Б-гу за разъяснением ситуации. Ответ Вс-вышнего был таким: Ривка родит близнецов, между ними сейчас идет борьба, она продолжится и между народами, которые выйдут из этих двоих. Также было дано и подробное пророчество, касающееся дальнейшей судьбы, ожидающей братьев.
Мнение Раши оспаривается Рамбаном. Он говорит, что Тора использует слово «дриша» (означающее в переводе, что Ривка пошла просить Вс-вышнего), а это в Писании всегда означает молитву. (Вспомним о том, что это же слово употребляется пророком Ишайей: «Просите Вс-вышнего, когда Он близок!» Под близостью подразумевается особая эффективность молитвы в месяце Элул).
Позиция Раши подтверждается целым рядом доказательств. Во-первых, в Торе написано, что Ривка «пошла» спросить (просить) Б-га. Но ведь молиться можно в любом месте. Зачем куда-то ходить? Кроме того, ответ, полученный ею, больше похож на разъяснение, а не на решение вопроса, что можно было бы ожидать в ответ на просьбу (молитву).
На самом деле, спор Раши и Рамбана является отражением «спора» между Таргумами (оригинальными переводами Торы, являющимся максимально близкими к первоисточнику) — Онкелоса и Ионатана бен Узиэля. Онкелос переводит данное место так же, как Раши. «Ривка пошла искать разъяснений Творца». А Ионатан бен Узиэль объясняет, как Рамбан: «пошла молиться».
Отметим, Ионатан бен Узиэль, придерживаясь версии молитвы, все же согласен с тем, что Ривка отправилась в Дом Учения Шема, поскольку молитва эффективнее там, где есть святость. (И получается, что святость присутствует не только в таком всем известном месте, как Иерусалимский Храм, но и в Домах Учения!).
Далее, рассматривая в своих комментариях реакцию Вс-вышнего на обращение Ривки, Рамбан разъясняет ее иначе, чем Раши. Он настаивает на том, что Творец действительно ответил на молитву будущей матери, и не только объяснил ей, что происходит, но и пообещал прекращение страданий: борьба была и закончилась, в дальнейшем боли не будет. Получается, что последние слова 23-го стиха являются окончательным решением спора. Сказано: «старший будет служить младшему». То есть, победа - за Лаковом.
По мнению Рамбана, пророчество, полученное Ривкой, раскрыло ей предмет спора: один из народов всегда будет преобладать над другим, и спорщики в утробе матери боролись, чтоб выяснить — кто и когда. Победу одержал Яаков и, значит, брат его будет ему служить.
По мнению Раши, борьба продолжается по сей час. Не взирая на то, что сказано, «старший будет служить младшему», - он, обиженный, не прекратит ожидать момента слабости младшего брата, чтобы взять верх над ним.
История, к сожалению, показывает, что переданное Ривке пророчество, на протяжении большей части времени не просматривается. Да, были периоды, когда еврейский народ оказывался на подъеме (как, например, во времена царей Давида и Шломо), но эти интервалы были относительно короткими.
р. Акива Йосович - по материалам вестника "Кol Уaakov"