Непредугадываемая часть

Рамбам в своей книге "Яд а-Хазока" в разделе, посвященном законам о царях (гл. 9), пишет. Первыми, кому Вс-вышний повелел выполнять заповеди, были Адам и Ноах. Следующими, кто удостоился получить уже новые мицвот, стали Авраам, Ицхак и Яаков.

Так Аврааму было велено не только сделать обрезание себе и всем домочадцам мужского пола, но и постановить это законом для потомков. Кроме того, он первым стал молиться по утрам.

Ицхак первым выполнил мицву десятины от прибыли, т.е., первым ввел цдоку. И еще: к утренней молитве отца он прибавил послеполуденную молитву (Минху). С Яакова начался запрет на употребление в пищу жилы бедренного сустава животного. И еще Яаков ввел вечернюю молитву.

Раавад спорит с Рамбамом и говорит, что не Ицхак ввел мицву цдоки. Это сделал до него Авраам. После памятной войны, отбив у недавних победителей все имущество Сдома, Авраам отдал десятину Шему, священнику Вс-вышнего. А вот о том, что Ицхак вообще давал цдоку, Тора нигде ясно не говорит. Комментарий «Мигдаль Оз» поддерживает позицию Рамбама: та.десятина, которую дал Авраам, отделена была им не от своего имущества. Ведь он отказался от трофея и даже объяснил царю Сдома, почему не намерен его забирать. Обсуждая первенство Ицхака в вопросе цдоки, все комментаторы ссылаются на Мидраш Раба, составленный на нашу недельную главу. В Торе сказано, что в земле Плиштим Ицхак получил урожай в 100 раз больший, чем тот, на который рассчитывал, исходя из величины посеянного. Но почему Ицхак вообще рассчитал что-то заранее, и почему результат превзошел расчеты? Мидраш объясняет: Ицхак предпринял расчеты, чтобы определить десятину. И, как сказано в Книге Пророка Малахи, (hафтару из нее мы читаем к сегодняшней главе), именно в заслугу будущей цдоки Вс-вышний благословляет урожай.

«Мешех Хохма» заостряет внимание на следующем стихе:    «У Ицхака было имущество в виде стада баранов и имущество в виде стада быков». Тора не случайно разделяет стадо баранов и стадо быков. Это важно! Как сказано в Мишне, десятины должны отбираться по отдельности от разных групп животных. Как известно, законы десятины относятся и к урожаю, и к приплоду в стадах. Комментарий «Сифтей Ха-хамим» объясняет этот Мидраш так. Если бы не было намерения отделить десятину, Ицхак не стал бы считать свое имущество. Как говорится в Трактатах Таанит (8б) и Баба Мециа (42а), от имени Рава Ицхака, - благословение может относиться только к тому, что пока не определено и не видно. Поэтому земледелец сначала молит Творца о том, чтоб было благословение в урожае, и только потом приступает к его измерению.

Сначала молитва, а потом -взвешивание и пересчет; когда все уже учтено, нет смысла молиться о благословении.

В связи с этим, вспоминается весьма поучительная история, которая приводится в Талмуде, в Трактате Хулин (105-6), и из которой вытекает ряд важных выводов, связанных с темой нашего разговора.

Двух грузчиков наняли, чтобы доставить из одного места в другое огромную бочку вина. Бочка была тяжелая, бедняги быстро замучились. А тут еще хлынул ливень, вымочил их до нитки, и дорога стала скользкой. Окончательно выбившись из сил, работяги решили отдохнуть где-нибудь. Они выбрали сухое место под навесом крыши ближайшего дома. Но добросовестные грузчики не могли бросить бочку посреди дороги. Они и ее вкатили под навес. Довольные своими трудами, грузчики уселись. И вдруг бочка «сама по себе» упала и разбилась. Бедные грузчики пошли к Мар бар Рав Аши, чтобы спросить, должны ли они платить за ущерб. Раввин этот имел широкие познания, касающиеся не только материального мира, но и других, скрытых от простых людей миров и сфер. Он сразу понял, что бочка упала неспроста, ему было известно, что под навесом крыши во время дождя прячутся черти. Сделав такой вывод, раввин объявил: «Черт, сломавший бочку, в наказание за неблаговидный поступок отделен от общины». Услышав о раввинском постановлении, черт тут же примчался к Мар бар Рав Аши, чтобы во всем разобраться. Раввин спросил: «Зачем ты это сделал?» Черт заверил, что совершенно случайно: «Я спал там, никого не трогал, а они на меня своей бочкой чуть не наехали!»

(Между прочим, неплохое оправдание. Полезно знать, что в Трактате Баба Кама приводится закон, согласно которому, каждый ответственен за свои действия, даже нечаянные. Даже если ущерб причинен неумышленно, в том числе во сне, нужно его оплатить. Однако, есть исключение: если вы уже спали, и рядом с вами кто-то положил хрупкое, а вы, во сне повернулись или сдвинулись -  и разбили, нет обязанности платить). И все-таки раввин возразил черту:    «Место, облюбованное тобой для отдыха, оживленное. По нему ходят обычные люди, неспособные видеть чертей. Ты виноват в том, что плохо выбрал, где расположиться, и поэтому должен платить!»

Черту пришлось согласиться. Но он попросил время на то, чтобы найти нужную для выплаты сумму. Ведь у чертей нет своего имущества, где взять деньги так сразу? Раввин постановил определенный срок. Но черту этого времени не хватило. Когда он все-таки пришел, с опозданием, раввин спросил его о причине задержки. Черт ответил, что у них, чертей, свои правила, которые нельзя нарушать. Например, нельзя брать деньги, уже пересчитанные и сложенные (упакованные). Сумма штрафа за разбитую бочку и разлитое вино оказалась внушительной. Попробуй найди ее там, где она «плохо лежит». Вот и пришлось бедному черту подсуетиться, покрутиться, потратить больше времени, чем предполагалось... «Тосафот» (Трактат Таанит) ставит вопрос: почему же благословение есть до тех пор, пока ничего не определено и не подсчитано? Ведь именно в этот период черти могут отнять материальные блага?!

Предлагаются два ответа.

Первый — черти могут забрать только ничейное имущество, то есть ту часть, которая добавляется благодаря благословению. Именно эту часть, это прибавление, которое человеку пока неизвестно, у него могут подло умыкнуть, стащить, как «ничейное имущество». Печальная перспектива! Однако, когда человек уже пересчитал итоги трудов своих, и в том числе то, что получено благодаря благословению, все перестает быть «ничейным» и становится недоступным чертям. Есть и второй ответ, еще более утешающий. Он заключается в том, что не пересчитанные деньги (имущество) черти не могут взять, поскольку во всем этом есть благословение! Благословение охраняет. Сосчитанные деньги или имущество, спрятанные от досужих глаз, тоже недоступны чертям. Черту, попавшему в историю с бочкой, пришлось искать сосчитанные, но не упакованные деньги, возможно, брошенные без присмотра каким-то простофилей. Вот и пришлось долго искать.

На практике, так или иначе, нам приходится считать урожай и прибыли, - чтобы отдать десятину. Благословения после пересчета уже не будет. Но трудам человека, планирующего дать десятин}’, непременно будет сопутствовать благословение — вплоть до конца ревизии. Как говорит Ритва от имени Рамбана, когда кто-то начинает считать урожай, чтобы дать десятину, он сначала произносит благодарственное благословение за то, что Вс-вышний приумножил его имущество. Однако, даже после того, что деньги посчитаны, потеря их не исключена. Поэтому стоит убрать их с видного места, - упаковать и спрятать - подальше от чертей (и воров).

р. Акива Йосович - по материалам вестника "Кol Уaakov"