Любовь придет!

Как правило, в связи с недельной главой Хаей Сара принято говорить о сватовстве. Нужно отметить, что наша глава не единственная, где речь идет о встрече мужчины и женщины и их дальнейшей женитьбе. Но история Ицхака и Ривки изобилует множеством таких важных и интересных деталей, что некоторые из них могут быть уроком для молодых поколений.

Вот несколько примеров.

• Выбор невесты произошел без участия Ицхака. Больше того - в отсутствие жениха!

• Отец жениха выдвигает требования, которые принципиально важны: Авраам хочет, чтобы невестка имела определенное происхождение.

• А как проверить, добра ли невеста, скромна ли, отзывчива ли? Учитесь у Элиэзера!

В этой истории есть и такие детали, которые вызывают немало вопросов. О некоторых из них я хочу поговорить.

Вспомним тот особый момент, когда в сопровождении Элиэзера Ривка приехала к жениху, а он, в свою очередь, только что прибыл из какого-то непонятного места. В Торе сказано: «...Ицхак пришел из Беэр-Л ахай-Рои, а жил он в земле Негев». Данная местность упоминается в предыдущей главе, в связи с тем, что там оказался источник воды, спасший от гибели Агар с Ишма-элем. Мидраш Раба говорит: Тора дает намек на особую миссию Ицхака. Он возвратился оттуда, куда ходил за Агар, чтобы вернуть ее в дом отца, когда умерла мать. Из этого следует: творящий добро для другого, заслуживает той же награды и для себя. Не случайно в момент завершения миссии, появляется Ривка, невеста Ицхака.

В «Таргум Йерушалми» говорится: на самом деле Ицхак пришел от Шема. Он учился в его Йешиве, а она находилась по соседству с тем местом, где проживала Агар. Выясняется главное - Ицхак учился. Значит, тому, кто углублен в изучение Торы, даруется жена. И нет лучшей подготовки к женитьбе, чем эта. Учась, человек очищается, растет духовно, шлифует черты характера... Он делает это и для себя, и для той, которую вскоре введет в свой дом. В итоге - . совместную жизнь они начинают правильно. И это крайне важно!

Следующий посук дает не менее важную информацию:    «И вышел Ицхак разговаривать вечером в поле...». Мудрецы объясняют: из этого мы узнаем о том, что Ицхак создал предвечернюю молитву — Минху. Комментатор «Бааль hа-Турим» говорит: Ицхак выходит молиться и... обретает жену. Он видит верблюдов раба своего отца и на одном из них Ривку. Здесь есть намек, говорит комментатор, на сказанное в Трактате «Брахот»: праведник должен постоянно молиться, чтоб Б-г послал ему хорошую жену. (На самом деле, молитва о хорошей жене не должна прекращаться и у того, кто ее уже получил. С годами супружества это не становится менее важным: мужчина должен просить Творца, чтобы его жена была хорошей, и чтобы ей было хорошо в его доме).

Идущий следом посук сообщает, что Ривка, увидев Ицхака, спустилась с верблюда.

Большинство комментаторов считает, что она отнюдь не сошла на землю, но наклонила голову в знак уважения. Мудрецы говорят: Ривка поменяла позу, она села так, чтоб это было еще более скромно. Приблизившись к жениху, девушка сразу же приняла нужный тон: своим поведением задала правильные отношения.

Последний посук раздела гласит: «И ввел ее Ицхак в шатер Сары, матери своей, и взял Ривку, и она стала ему женой, и он возлюбил ее...». Из этих строк мы извлекаем главный урок.

Мудрецы говорят: разумеется, Ицхак ввел Ривку не в дом матери (ведь ее уже нет в живых). Муж привел молодую жену в свой дом. Однако, праведностью она совершенно похожа на покойную мать Ицхака. С ее появлением вернулось то, что исчезло со смертью Сары, - знаки присутствия праведницы. Так, зажженные в пятницу субботние свечи, не гасли до следующего Шабата, а еда приготовленная руками Ривки, обладала особым свойством, - небольшое ее количество насыщало и тело, и душу. Со всей очевидностью было ясно: в шатре у Ривки чистота и Шхина.

Однако, посмотрим, как живет эта женщина. При всей своей праведности она не проводит дни напролет в молитвах. Ицхак взял ее, и «она стала ему женой». В первую очередь, окружила его заботой, старалась дать мужу-праведнику тепло и любовь. Нам трудно представить и постичь ту духовную высоту, на которой находились наши праотцы и праматери. Однако, мы способны проследить простые причинно-следственные связи. Она была хорошей женой, а он, в результате, возлюбил ее.

Вот оно, самое важное, самый главный урок. Те, кто во время шидуха надеется узреть признаки будущей любви, (без этого они не могут определиться и боятся решиться на брак), глубоко ошибаются. Доброта и заботливость — вот главные качества в характере каждого из супругов. И именно это искал Элиэзер в Ривке.

А любовь, если все делать правильно, обязательно будет!

р. Акива Йосович - по материалам вестника "Кol Уaakov"