Старость не в радость?

 Исследования последних лет показали, что общепринятый взгляд на старение как на естественный износ организма, оказался неверен. Дело в том, что организм регулярно обновляет практически все свои клетки. И нет никакой причины, почему бы ему, обновляя себя, не удерживать состояние пика своего развития. Оказалось, увы, старение — это одна из функций организма. Другими словами, организм умеет не только дышать, выделять слюну, желудочный сок, пот, и тому подобное, но и генерировать нечто такое, что включает механизмы старения. Это «нечто» — так называемый ген старения. Сегодня по этой теме ведутся фундаментальные исследования и очень серьезные работы. Ученые разрабатывают и испытывают препараты, способные замедлять действие «вредного» гена. Возможно в будущем им удастся его нейтрализовать.

Ну что ж, слава Б-гу, человечество начало понимать, с чем связано такое досадное явление как старость. Но мы привыкли кроме вопроса «как?» всегда задавать вопрос «почему?» Почему это происходит? Зачем и кому нужно, чтобы мы старели? С какой целью природой — Вс-вышним — устроено так, а не иначе? И стоит ли человеку в это вмешиваться?

Многие ответы на наши «почему» и «зачем» мы можем найти в нашей недельной главе. Написано: «И Авраам стал стар, в летах преклонных...» Зачем одно и то же повторено здесь дважды? Мало того, что Тора сообщает о старости Авраама, она указывает также на его преклонные лета. Может быть, в виду имеются разные вещи?

Как говорят Мудрецы, Тора стремится нам сообщить, что Авраам стал первым стариком в истории человечества. То есть до него отец не отличался от своего взрослого сына. Например известно, что у тех, кто состарился, не было седины. Авраам же попросил Вс-вышнего дать ему признаки старости.

Зачем?

Как говорят Мудрецы, чтобы решить проблему: когда в шатер входили сын с отцом, никто из присутствующих не знал, кому оказывать почет. Вс-вышний выслушал и сказал:    «Хорошую вещь ты предлагаешь, а посему — начнется она с тебя!»

Кому-то это все-таки может казаться странным: «Подумаешь, уважение! И без него спокойно можно прожить. Ну разве какого-то там почета достаточно, чтобы покрыть все те неудобства, которые большинства людей приносит старость?»

Напомним такому скептику: без уважения к предыдущему поколению преемственность невозможна! Как невозможно вообще какое-либо развитие. Только опираясь на уже полученный опыт, можно идти вперед. Конечно, все учатся на ошибках. Но дураки — на своих, а умные — на чужих. Вся культура и мораль тоже тесно связаны с уважением к старшим.

Ицхак продолжил начатое Авраамом. Он попросил страданий, которые приходят со старостью. Потому что, всегда ощущая себя одинаково хорошо в этом мире — что в молодости, что в старости, — человеку тяжелее задумываться о Мире Грядущем. Да и лишние блага, полученные здесь, стоят нам заслуг, награду за которые положено получить Там.

На предложение Ицхака Вс-вышний сказал: «Хорошо! Начнется с тебя!» «И было, когда Ицхак состарился и притупилось зрение глаз его».

Яаков довершил дело, начатое отцами. Прося Творца о болезнях, он привел довод: «Большое зло человеку, умирающему вдруг. И хорошо человеку поболеть некоторое время перед смертью, чтобы успеть, отрешившись от бега времени, от суеты, подумать о том, что ждет его Там. Чтобы мог он распределить имущество между детьми, чтобы оно потом не стало причиной раздоров, попросить у Творца милосердия, сделать Тшуву (раскаяние), вернуть долги, подготовиться к тому, чтобы прийти Туда достойно. И пусть молится человек, чтобы Б-г не послал ему смерть нежданную, внезапную, чтобы было у него время прочитать перед смертью Видуй». Вс-вышний и это принял, сказав: «С тебя все начнется!» «И было. После этих событий сказали Иосефу: «Вот, отец твой болен»»...

А теперь подумаем, стоит ли вмешиваться в существующий порядок вещей?

На основе комментария «Меам Лозз»

р.Леви-Ицхак Шпендик по материалам вестника "Кol Уaakov"