Идти? Или стоять?

Недельная глава Ваера начинается подробным описанием того, как Авраам принимает гостей. Радушный хозяин, он не делит проходящих мимо его шатра путников на богатых и бедных, на заслуживающих внимания, и тех, кому можно устроить прием попроще (или, может быть, вовсе не приглашать в дом). Авраам уважает любых гостей, готовит для них лично, причем даже тогда, когда имеет все основания передоверить это кому-нибудь другому. Авраам гостеприимен всегда! Гостеприимен настолько, что все обстоятельства, мешающие заботе о людях, в его представлении не имеют значения. Третий день после обрезания; солнце палит нещадно; Авраам разговаривает с Творцом! Но как только появляются странники, - все! Он бежит им навстречу, предлагает умыться с дороги и отдохнуть в тени, а сам принимается хлопотать... Когда же все готово, и отдохнувшие гости вкушают роскошную пищу, Авраам все равно не присаживается, но остается почтительно стоять.

Сразу же после этого эпизода Тора рассказывает о предстоящем наказании Сдома, города, настолько погрязшего в преступлениях, что вопль о них достиг самых Небес. Сдом с его обычаями и порядками — полная противоположность тому, что мы видим в доме Авраама. Но, несмотря на это, Авраам молится за жителей Сдома. Он просит Б-га простить их, мотивируя тем, что и в самом отвратительном месте может найтись несколько праведников.

На первый взгляд, странно, что Авраам так настойчиво просит Вс-вышнего о спасении этого города. По идее, он должен бы радоваться: злодеи понесут наказание, а грязное, порочное место прекратит свое существование. Но Тора совсем не случайно стыкует такие разнородные вещи: рассказ о гостеприимстве и милосердии Авраама с историей наказания Сдома. Вывод, который из этого вытекает, однозначен: доброта Авраама распространяется даже на погрязших в грехе жителей, населяющих отвратительный город.

И совершенно не зря Б-г предупреждает Авраама о близящейся гибели Сдома. Та молитва, которую возносит Авраам в его защиту, тоже дело не пустое. Наверняка она в чем-то облегчила участь сдомцев и создала прецедент на будущее: даже небольшое число праведников - гарант спасения местности, в которой они находятся. Только тогда, когда становится ясно, что в Сдоме нет людей, заслуживающих спасения, Вс-вышний не принимает молитву праведника, и все, кроме Лота, уничтожаются.

Описанная ситуация несет в себе еще один важный аспект. Милосердие Авраама не имеет границ. Он наблюдает за всем, видит все, помнит обо всем. Он не ограничивается рамками своего мира, стенами своего шатра, интересами близких ему людей. Он помогает всем, даже тем, кто, кажется, не имеет никаких оснований рассчитывать на такую помощь.

Чтобы читатели могли более ясно представить, чем был Сдом, приведем Мидраш. Однажды слуга Авраама Элиезер, прибыв туда, столкнулся со странными обычаями и порядками. Оказывается, здесь не только возбранялось приглашать к себе в дом кого-либо из посторонних (в том числе на похороны и свадьбу), но нельзя было даже накормить чужака, не рискуя поплатиться за это своей жизнью. Одну юную девушку, подавшую нищему хлеба, сограждане тут же насмерть забили камнями.

Элиезер конечно же проголодался. День клонится к вечеру, когда он слышит музыку, видит яркое освещение, и, приблизившись, понимает, что в этом месте свадьба. Ни с кем не заговаривая, он садится за стол и принимается за еду. Те, кто пирует рядом, без труда узнают в нем постороннего. Но просто так — взять и выгнать — они его не могут, сначала следует выяснить, кто его пригласил, чтобы потом учинить расправу и над гостем, и над виновным в его прибытии. Один из соседей начинает выпытывать у Элиезера, по чьей это милости он здесь находится. «Да ты же сам меня пригласил!» - звучит в ответ. Допытывавшийся, заметив, что на него пристально смотрят соседи, пугается, вскакивает и убегает. Но тут внести ясность вознамеривается его приятель. Он, как заправский следователь, с подозрением всматриваясь в чужака, задает хитрые «наводящие» вопросы. Элиезер повторяет тот же прием: «Ах да, чуть все не перепутал! Это же ты, именно ты меня пригласил!» Второй убегает тоже. Так продолжается, пока из-за стола не разбегаются все. Элиезер, наконец, спокойно ест.

Другой эпизод, о котором рассказывает Мидраш, произошел на улице. Как-то ни с того ни с сего на Элиезера напал прохожий и избил в крови. Элиезер имел достаточно силы; вскочив на ноги, он схватил хулигана и притащил его в суд. Выслушав жалобу, судья вынес решение: заплати гражданину Сдома, он пустил тебе кровь, что полезно для здоровья - ведь если бы ты обратился к врачу с просьбой о кровопускании, это бы стоило денег! Элиезер встал с места, подошел к судье, избил его до крови и сказал:    «Можешь не платить мне! Заплати этому сдомцу, и - я ему больше не должен!»

Как говорится, все это было бы смешно, когда бы не было так грустно. И даже не грустно, а страшно. Но что интересно: как Элиезер, воспитанный в доме Авраама, работавший и живший среди людей, считающих доброту и гостеприимство основой всего... как смог он найти столь хитрый подход к этим насквозь испорченным и порочным людям? Получается, что мудрость, воспринятая Элиезером от Авраама, совершенно не ограничила его рамками хеседа. Напротив, она дала возможность овладевать любой жизненной ситуацией и находить правильный выход даже тогда, когда дело приходится иметь со сдомцами. Это важный урок!

И еще один момент, на котором я хочу заострить внимание наших читателей. Ангелов, пришедших к Аврааму в облике простолюдинов было трое. Один должен был обеспечить выздоровление Авраама, второй — сообщить ему о скором рождении сына, третий — разрушить Сдом.

Как объясняют наши Мудрецы, каждый ангел имел свою миссию. Никогда на одного ангела не возлагается несколько задач одновременно. Каждый оснащен определенными качествами, необходимыми для выполнения определенного задания. Этим ангелы отличаются от праведников, во всей полноте наделенных разными качествами, а потому способных решать разные вопросы. Получается, человек, в рамках этого мира, как никто иной, обладает сверх возможностями. Б-г, создав человека по Своему образу и подобию, подарил ему способность заниматься комплексными задачами.

Нужно отметить, что иногда это работает «против нас». Нам сложнее сосредоточиться на одной насущной проблеме — именно по причине «избытка» возможностей и способностей. Они побуждают нас разбрасываться, рассматривать разные подходы, анализировать и просчитывать бесчисленные варианты, вместо того, чтобы сконцентрироваться, если необходимо упростить, - и решить. В книге пророка Захария от имени Творца сказано: «Я тебе дам возможность пройти между стоящими» (3, 7). Здесь под стоящими подразумеваются ангелы. Праведники же могут идти из одного места в другое, выполнять разные миссии, решать многокомпонентные задачи. Это их главное отличие от ангелов, стоящих на месте и способных только на что-то одно.

Но иногда и человеку полезно остановиться на какое-то время. Это бывает необходимо для наилучшего выполнения чего-то определенного. Вспомним, что в начале главы Вайера Авраам «стоял рядом с ними (гостями), пока они ели».

Глагол «стоял» Тора использует не случайно. Хотя Авраам способен идти (в отличие от своих гостей), и у него множество важных дел, (кого-то другого они могли бы заставить все бросить и убежать), он, тем не менее, служит гостям; он, как простой прислужник, у которого кроме этой заботы нет никакой другой. А потому он сосредоточен и стоит на месте.

р. Акива Йосович - по материалам вестника "Кol Уaakov"