Не песок, а звёзды

В недельной главе Лех Леха мы читаем о первой мировой войне, в которую вступили  две коалиции царей. В одной объединилось четверо правителей, в другой — пятеро. Обе противоборствующие стороны обладали сверхмощными по тем временам армиями. Несмотря на то, что некоторые государства отказались открыто вступить в войну и не примкнули ни к одному из образовавшихся военных союзов, война, так или иначе, оказала влияние на все стираны мира. Многие территории были разгромлены и оккупированы. Так, продвигаясь к месту главного сражения, коалиция 4-х царей походя разбила и подмяла тех, кто даже не являлся ее главным противником.

Все эти события интересны нам постольку, поскольку в результате победы четырех царей в плену оказался Лот, племянник Аврама.

Весть о беде, постигшей Лота, Аврам воспринял как знак: он не вправе оставаться в стороне, но должен противостоять злодейству, даже если нет видимых шансов на победу. Это очень опасное решение было принято почти мгновенно. Аврам тут же собрал своих людей, чтобы догнать армию победителей и сразиться с ней. В Торе не указаны подробности этой битвы, но в двух словах сообщается, что только что победившее доблестное войско неожиданно для себя получило сокрушительный удар. Более того, пустившуюся наутек неприятельскую армию победитель продолжал преследовать до местности Дамесек (сегодня Дамаск).

Там Аврам остановился. Мидраш в деталях рассказывает о чудесах, сопровождавших победу Аврама. А «Таргум Ионатан» добавляет, что на этом его приключения не закончились. Против Аврама выступило мощное объединенное международное войско, насчитывающее 9 легионов воинов, которым надлежало разбить победителя и восстановить равновесие военных сил в мире. Нельзя было допустить, чтобы Аврам стал властелином мира! А он всего лишь защищался. Кончилось тем, что войско это бесславно ретировалось. Сразу после войны Вс-вышний говорит Авраму, чтоб тот ничего не боя лек: «Ты под моей защитой. У тебя много заслуг».

Согласно объяснениям Раши, Творец видит смятение Аврама и старается успокоить и ободрить его. Но чем встревожен Аврам? Во-первых, в сражениях он вынужден был убивать людей, а за это положено наказание. Во-вторых, он знает, победа его чудесна, а за чудеса нужно платить, т.е., он будет лишен многих заслуг. Но Б-г успокаивает его: «У тебя много заслуг».

Аврам говорит: «Что можешь дать мне? Детей у меня нет, наследником мне будет раб мой».

Автор «Ор hа-Хаим» и другие комментаторы обращают внимание на то, что Творец уже обещал Авраму потомство, - многочисленное, как песок на земле. Почему же Аврам жалуется, что не имеет детей? Раз Б-г обещал, значит, будут! Нужно только потерпеть, подождать!

Действительно, странно!..

Но вот что говорит Рабейну Нисим Гаон в своем предисловию к комментарию на Талмуд.

Многие из заповедей Торы логичны. Любой разумный человек понимает, что их следует выполнять даже без особого на то указания Вс-вышнего. Также понятно, что не выполняющий такие простые заповеди — определенно злодей. И Творец наказывает за злодейство. Даже если бы не было специальных запретов в Торе, злодейство все равно наказуемо. Награды за выполнение мицвот, говорит Рабейну Нисим, тоже понятны. Мы понимаем, что Вс-вышний создал мир не для себя, а для того, чтобы наградить человека. Но зачем же нам дана Тора? И как отличаемся мы, евреи, от тех, кто не получил ее, от тех, кто живет без прямых указаний Б-га, не по его законам и правилам? Еще более трудный вопрос связан с теми несколькими заповедями, которые были даны потомкам Ноаха (до рождения еврейского народа). Мы знаем, что потом Б-г освободил неевреев от обязанности соблюдать эти заповеди, поскольку они все равно упорно пренебрегали ими.

Что же получается? Нееврей может воровать и убивать? Безнаказанно? Нет, говорят Мудрецы, не так. Логичные правила, к которым относятся «не убей», «не укради» и прочее, нужно блюсти всем живущим в этом мире. Но теперь за выполнение этих заповедей не будет награды.

Рабейну Нисим говорит, что награда, которую дает Вс-вышний, вне зависимости от принятия заповедей, - это Его доброта. Ведь именно из доброты Он создал мир. Однако, это несопоставимо с той наградой, которую заслуживает вступивший в Союз с Б-гом. Человек берет на себя обязательства исполнять заповеди, а Б-г обязывается за это платить. Такую награду можно требовать, ее качество много выше. Это не даровые блага. Это - заслуженная зарплата.

Отличаются и наказания. Если человек не принимает на себя Тору, Б-г не имеет с ним особых отношений. Б-г наказывает или прощает в этом случае по Своей воле. Но когда союз заключен, условия регламентированы, наказание «прописано» в договоре. Уже в заслугу принятия на себя готовности нести наказание, человек получает обязательную зарплату. Он даже иногда ничего особенно хорошего не совершает, всего лишь не грешит, но зарплата начисляется уже и за это.

В этом ключе мы по другому воспринимаем слова Аврама. Да, Б-г обещал ему потомство и награду. Но без собственных заслуг ему неловко быть награжденным. Совестно.

Ответ же Вс-вышнего таков: «Дети твои будут, как звезды в небе». Это  значит, что они будут наделены максимальными возможностями. Здесь уже другой уровень, неизмеримо более высокий, чем «песок на земле». Это уже особая награда, награда более чем заслуженная - за полную Веру в Творца в условиях окружения, которое абсолютно противостоит этой вере.

р. Акива Йосович - по материалам вестника "Кol Уaakov"