За что?!

В начале недельной главы Лех Леха Вс-вышний заключает союз с Авраамом. Помимо того, что Б-г обещает Аврааму многочисленное потомство и Землю Израиля, Он сообщает ему и плохие новости: сыновья Авраама 400 лет проведут в изгнании (в том же месте есть намек и на дальнейшие изгнания), им придется выполнять много тяжелой работы и терпеть много боли. Однако, - обещает Вс-вышний, - народ, под гнетом которого сыновья Авраама познают страдания, будет сурово наказан.

Рамбам ставит вопрос: за что притеснителям наказание? Ведь они лишь исполнители воли Творца! И отвечает: Б-г не указывал, кому, какому народу, предстоит выступить в этом качестве. Но египтяне захотят сыграть эту роль, и исполнят ее с большим энтузиазмом. За то и понесут наказание.

Рамбан в своем комментарии на нашу недельную главу, анализирует ответ Рамбама с двух сторон. Во-первых, говорит он, логика все равно не ясна. Даже если Вс-вышний сообщил о предстоящем изгнании вообще, без конкретики, никого не называя, а какой-то народ изъявит желание поучаствовать в реализации Его планов, что это меняет? Некий народ в неком месте выполнит волю Б-га. Что в том плохого? К примеру, если бы царь решил наказать какую-то провинцию, а каждый из его министров, стал бы отказываться от «неприятной и грязной» работы и говорить, пусть ее сделает кто-то другой. Но тоже ведь не годится!

И во-вторых, говорит Рамбан, евреи вошли в Египет по своей воле, их никто туда волоком не тащил. Подготовкой к тому была история с Иосефом; она развивалась строго по плану Вс-вышнего. Оказавшись в Египте, укоренившись в нем, сыновья Авраама действительно попали под гнет египтян. Гнет усиливался, но ведь египтяне лишь выполняли то, что было обещано Аврааму. Просто теперь окончательно определилось место изгнания евреев, и этим местом оказался Египет.

Рамбан усматривает здесь параллель с событиями, происходившими при разрушении Первого Храма. Вавилонский царь Невухаднецар, согласно ясному пророчеству, полученному им напрямую, знает, что именно он должен стать разрушителем Храма, если евреи не сделают Тшуву. Он знает и о том, что народ будет наказан его, Невухаднецарскими, руками. Более того, это пророчество имеет форму приказа. Но все равно после разрушения Храма все палачи получают суровое наказание! Они уничтожаются, как Сдом и Амора, о чем рассказано в книге пророка Хабакука.

Но почему? Как, интересно, Рамбам объяснил бы эту ситуацию? Ведь в этом пророчестве Б-г все указал конкретно. А Вавилону только оставалось его исполнить.

Значит, дело в другом, говорит Рамбан, не соглашаясь с Рамбамом. Очевидно, причина последующих наказаний заключена в том, что и египтяне, и вавилоняне делают больше, чем им приказано. Рамбан ссылается на Мидраш «Раба» (на начало книги Шмот), где приводится такой пример. Царь, недовольный поведением сына, просит своих ближайших помощников устроить царевичу наказание. В воспитательных целях, нужно загрузить царевича тяжелой работой. Но не причинять боли! Приближенные входят в раж, превышают свои полномочия и с энтузиазмом подвергают свою жертву изощренным мукам. Понятно, что в конце концов, царь призывает «воспитателей» к ответу и приговаривает к смерти.

Рамбан подчеркивает: нельзя не согласиться с Рамбамом в том отношении, что человек, наказывающий кого-то по воле Б-га, не может считаться плохим автоматически. Он за свою трудную и неприятную работу возможно даже достоин награды. Но при условии, что ему известно о пророчестве Б-га и он лишь в точности выполнил Его волю. Если же такого пророчества нет, если, к примеру, Вс-вышний вынес кому-то в Рош а-Шана смертный приговор (и это держится в тайне), то исполнитель такого приговора не может остаться чистым.

Автор комментария «Ор hа-Хаим», живший намного позже Рамбама и Рамбана, и не считавший себя вправе с ними спорить, все-таки говорит, что по его пониманию, здесь вообще нет места для вопроса. Понятно, что каждый народ, каждая историческая личность, от рук которой евреи когда-либо страдали, должны быть не просто наказаны, но наказаны сурово. И вот почему. Все наши изгнания и страдания Творец назначает нам тогда, когда мы неправильно выполняем какие-то Его заповеди. Все эти суровые уроки нужны, чтобы очистить нас и вернуть к Торе. А что же делали притеснители? Полностью наоборот! И объясняли свою нелюбовь к нам, евреям, тем, что мы не хотим отказаться от Торы и жить, как они. Если бы евреи в Египте сменили одежду, язык, имена и стали бы походить на египтян, если бы не гнушались служить их божествам, то египтяне открыли бы им двери и помогли во всем. Получается, говорит автор «Ор hа-Хаим», что Вс-вышний хотел нас наказать за частичное невыполнение Торы, а laquo;исполнители» наказания делают все, чтобы отвратить нас от Торы целиком. «Пока вы полностью не отойдете от вашего Б-га, - говорят нам они, - будет только хуже! Вы плачете, стонете, жалуетесь на жизнь? Нет, вы не знаете, что такое по-настоящему плохо!» Ну разве можно назвать это исполнением воли Творца?

Неправильная картинка, с таким энтузиазмом нарисованная и преподнесенная нашими врагами, как раз и является настоящей причиной обязательного их наказания. Возможно когда-то, жертва и может простить кому-то злодейство, совершенное против нее, но то злодейство, которое направлено против нашей религии и нашего Б-га, не прощается нами. Ведь оно даже и не нами наказывается. Оно наказывается Б-гом!

Главное, что нужно понять нам самим и объяснить всем нашим собратьям, это то, что перенять идеи соседей, сделаться, как они, перестать отличаться от них нашей Торой, - равносильно полному самоуничтожению.

р. Акива Йосович - по материалам вестника "Кol Уaakov"