Откуда ты, человек?

В начале недельной главы мы читаем о том, что почти все человечество погрязло в грехах. Люди (и не только люди) дошли до таких мерзостей, что Вс-вышний решил уничтожить всех. Спасение заслужили лишь праведник Ноах, члены его семьи и животные, которые по указанию Творца были отобраны и помещены в Ковчег. Примечательно то, что всего в нескольких начальных стихах главы Б-г шесть раз говорит о земле: «...растлилась земля... наполнилась земля злодеянием... извратил всякий плод путь свои на земле... и вот, Я истреблю их с землею...» Автор комментария «Кли Якар», анализируя стихи Торы, относящиеся к периоду после Потопа, говорит: до Потопа земля играла большую роль в падении человечества, животного мира и вообще всего живого («всякого плода»). Земля - первооснова материального. Из земли Творец создал все сущее. Жизнь, как процесс и как явление, рост, физическое развитие — это те дополнительные качества, которыми Б-г наделил живую природу, и которые позволяют всему живому подняться «из» земли. Однако, земля, как источник материи, все равно тянет к себе все материальное. Сила земного тяготения — главное тому подтверждение!

Увы, та же «тяжесть» материи затрудняет и духовный рост, не дает подниматься, тянет человека (и не только человека) сосредоточиться на обеспечении исключительно физических требований и желаний.

Даже в грехе первого человека немаловажную роль сыграла земля, за что и была проклята Творцом. Наказывая Адама, Вс-вышний провозгласил: «И вот проклинаю Я землю... и будешь добывать свой хлеб в поте лица своего!»

По «Кли Якар», наказание Потопом, как любое другое наказание Вс-вышнего, должно было решить проблему. Каким образом? Потоп очистил землю и в физическом и в духовном плане. Земля, остававшаяся под водой около года (не забудем о высоким содержании в этой воде кислоты!), сделалась менее плотной, более мягкой и более пушистой. (До Потопа сила земного притяжения, вероятно, была много больше той, к которой мы привыкли сегодня). Что касается духовного состояния земли, то ее окунание в огромную микву способствовало очищению от «грязи». Большую роль сыграл еще один фактор. Все спасаемое человечество в течение целого года жило в лодке, в отрыве от земли, (вода поднялась на уровень, больший, чем высота самой высокой горы). Семья Ноаха, а также его «пассажиры» питались ранее собранными пл одами. Это тоже способствовало исправлению положения, т.к. ослабило непосредственную связь человека с землей. А ведь совсем недавно эта связь была неразрывной! До Потопа человек полностью зависел от земли. Теперь эта зависимость стала не столь определяющей.

«Кли Якар» отмечает, что после истории с Потопом Тора и Пророки связывают с землей чей-то грех или падение только в том случае, если речь идет о жителях Эрец Исроэль. Это потому, говорят Мудрецы, что Потоп не коснулся Святой Земли. И потому на ее территории земля "до сих пор оказывает большое влияние на человека (и наоборот). Интересно, что следующей после Потопа человеческой ошибкой было создание Вавилонской башни. Тора так говорит об этом: и собрались люди... «...и сказали они: давайте построим себе город и башню... чтобы мы не рассеялись по всей земле».

Как объясняют комментаторы, после Потопа люди активно стали заселять все более и более обширные территории. И одновременно они стали бояться... потеряться!

Из «Кли Якар» становится понятно, почему это началось именно после Потопа. Связь с землей ослабела, каждый представитель человечества утратил прежние сверхпрочные связи со своей родиной, с насиженными местами...

Однако, все же... На выходе из Ковчега Вс-вышний благословил и людей, и животных, и все, что плодится семенами, на размножение на земле.

Как говорят Мудрецы, это благословение обусловило то, что человек даже после Потопа не только более комфортно чувствует себя на родине, но любит ее. Мидраш приводит два случая, которые ярко раскрывают идею любви к месту своего обитания.

Однажды рабби Шимон бен Лакиш сидел на одной из улиц Тверии со своими учениками и вел урок. Вдруг показались две женщины. Они шли от центральной площади, громко беседовали между собой. «Слава Б-гу, - сказала одна другой, - что Он вытащил нас, наконец, из этой дыры! Как надоела мне здешняя духота! Скорей бы возвратиться домой!» Услышав это, рабби Шимон закричал им: «А вы откуда?» Они ответили с гордостью: «Из Мазга!» Рабой Шимон засмеялся и сказал своим ученикам: «Я тоже из Мазга, знаю хорошо это место. Оно такое маленькое, что уместилось бы на двух столбах! Слава Творцу! Он дает любовь людям даже к таким местам!»

Похожий случай был с одним из учеников рабби Аси. Он приехал издалека специально, чтобы учиться. Но рабби Аси стал замечать, как трудно этому ученику сосредоточиться. Большую часть времени он грустен и рассеян. «Что за печаль тебя гложет?» - спросил учитель. «Родина осталась далеко», - был ответ. «Откуда ты?» -поинтересовался рабби. «Из Говат». Эта местность была не знакома раввину.

«Какой там воздух? Какая там природа?» «Мы живем на болотах. Когда рождается ребенок, его немедленно мажут специальной мазью от комаров. Там такой особый воздух!..» «Благословен Вс-вышний, дающий людям любовь к их родине!» - сказал рабби.

Этот феномен, абсолютно естественный до Потопа, действует и поныне. Благодаря особому благословению Вс-вышнего, у людей возникает привязанность к месту их обитания. Если бы такая привязанность после Потопа оказалась утраченной, это могло бы привести к глобальной катастрофе. На протяжении многих поколений произошла бы постепенная миграция туда, где природа, погода и прочие факторы наиболее комфортны. Большинство земель остались бы пустыми. Но, вопреки логике, этого не произошло ни с человеком, ни с животными. Несмотря на трудности и страдания, каждый старается устроить свою жизнь там, где родился. Как говорят мудрецы, это благословение Вс-вышнего спасает мир от больших войн, предотвращая конкуренцию и борьбу за право проживать там, где наиболее комфортно.

р. Акива Йосович - по материалам вестника "Кol Уaakov"