Недельная глава Берешит рассказывает о создании нашего мира. Довольно скупо, немногословно очерчены события гигантского масштаба, дана глубокая характеристика сотворенного. При первом прочтении не все и не сразу становится ясным. Но Мидраши и Каббала помогают раскрыть эту интересную тему.
Не входя в подробности, постараемся понять, что законы нашей жизни и правила использования нами благ материального мира были заложены уже в момент его создания. Важно и то, каким образом природа и земля влияют на возможности человека, ведь как написано в нашей главе, человек был создан из праха земного. В первой ошибке первого человека и в связанных с ней событиях уже отражается данная идея.
Б-г, назначая кару ослушавшемуся Адаму, вкусившему от запретного Древа Познания, говорит: «Проклята земля из-за тебя, в муках будешь питаться от нее...» (Берешит 3,17). В Иерусалимском Талмуде в связи с этим ставится вопрос: почему же из-за греха человека проклятие ложится на землю?
Первое из объяснений, предложенных в Талмуде, приводится в комментарии Раши на Хумаш: Рабби Юдан бен Шалом говорит, что земля уже заслужила проклятие, так как еще раньше, чем человек не исполнила приказ Творца. Б-г повелел ей, чтобы она произрастила всякую зелень и «плодные» деревья, дающие фрукты. Но, как сказано: «...выдала земля зелень и деревья, дающие фрукты».
Раши объясняет: приказ был четким - «плодные деревья». Т.е., они должны были быть съедобными целиком - кора, ветки, листья, корни и т.д. Земля исполнила лишь ту часть приказа, что относилась к фруктам. Сами деревья съедобными не были.
И вот теперь, когда Вс-вышний карает Адама, земля вместе с ним получает свое заслуженное наказание.
Комментаторы спрашивают: если причина проклятия земли заключается в ее давнем проступке, почему она не была наказана сразу, на третий день творения? И почему это случилось только теперь, когда Адам, совершив грех, должен понести свое наказание?
Автор «Тора Тмима», раввин Барух Эпштейн из Пинска, объясняет: Вс-вышний не хотел наказывать землю заранее (делать ее менее плодородной и обильной), чтобы не уготовить проблемы еще не сотворенному Адаму. Ведь если бы Адам, появившись на свет, повел бы себя правильно и сумел остаться безгрешным, за что его мучить возделыванием скудной земли?
В «Сифтей Хахамим» приводится другое объяснение. Главная проблема того, что земля неточно выполнила приказ не в самом невыполнении, а во влиянии этого проступка на поступки будущих жителей земли. Здесь есть два момента. Во-первых, таким «умничанием», земля подает пример неподчинения «своим потомкам» (напомним, Адам создан из земли!). Во-вторых, неправильное поведение земли буквально закладывает ошибку Адама. Как сказано в Талмуде, единственным деревом, рожденным землей в полном соответствии с приказом Вс-вышнего, то есть деревом, являющимся съедобным целиком, было именно Древо Познания. Как сказано в Торе: «и увидела женщина, что дерево хорошо для пищи» (Берешит 3,6). И поскольку все остальные фруктовые деревья не были такими привлекательными, ей очень захотелось попробовать запретного.
Комментарий «Ор hа-Хаим» разъясняет этот вопрос несколько по иному. Так как Древо Познания было полностью съедобным, запрет вкушать от него распространялся не только на плоды, но и на все остальное. Адам, опасаясь, что Хаву может привлечь не только вкус дерева, но и способность дарить знание, не открыл ей всей информации. Сообщая о запрете, он упомянул только фрукты (Берешит 3,2). И когда змей предложил ей вкусить от самого дерева, Хава не отказалась. Съев сама, она дала попробовать и Адаму.
Данное объяснение позволяет сделать тот же вывод: причиной бед, навалившихся на первого человека, стала земля, пренебрегшая точностью в исполнении приказа Творца.
Соглашаясь с тем, что на земле лежит вина за неправильное выполнение приказа, раввин Барух Эпштейн трактует эту провинность не так, как Раши. Он говорит: приказ о «плодных» деревьях, дающих фрукты, подразумевает, что фруктовые, то есть съедобные деревья, должны быть единственными, имеющими плоды. Все остальные деревья должны расти из зерен, подобно злаковым. Земля же хотела исполнить приказ как можно лучше и создала все деревья, включая и несъедобные, плодоносящими. Так грех Адама в точности повторил грех земли. Наши Мудрецы говорят: Адам, желая оградить от греха Хаву, пошел дальше того, что сказал ему Вс-вышний. Б-г запретил человеку есть от Древа Познания, Адам же запретил Хаве не только есть, но и притрагиваться к нему. Хизкия (Санhедрин 29а) говорит: отсюда мы видим, что тот, кто добавляет, в конце концов уменьшает.
Змей так толкнул Хаву, чтобы она дотронулась до дерева. И стало ясно, что от прикосновения ничего страшного не случилось. Тогда она решила, что неопасно поесть и плодов.
Это не значит, что не следует ограждать себя от грехов, устрожая тогда, когда есть опасность согрешить. И Мудрецы создали немало подобных оград, по аналогии с тем, как Тора предписывает запреты назиру. Главный запрет налагается на вино, но запрещается использовать в пищу все: плоды винограда, лозу, листья. Но Хизкия имеет в виду, что добавляя к запретам Торы, не следует подавать это, как оригинальный запрет. Человек должен знать, что запрет из Торы, а что — к нему ограда, - чтоб избежать ошибки, подобной той, какая случилась с Хавой.
р. Акива Йосович - по материалам вестника "Кol Уaakov"