Декабрь 2024 / Кислев 5785

Главные заповеди Суккот

Главные заповеди Суккот

Нет другого еврейского праздника, с которым было бы связано столько заповедей. Но, среди прочих, выделяются две особые заповеди: это сукка и лулав. Есть закон, согласно которому у каждого еврея должен быть свой лулав. Следовательно, каждый еврей должен купить его для себя лично. Личный лулав нужен только на первый день праздника. В остальные дни он не нужен. Это обусловлено тем, что во времена Храма заповедь, связанная с лулавом, выполнялась в первый день праздника в любом месте, где бы еврей ни находился, в остальные дни - только перед Храмом.

Заповедь, связанная с суккой, - наоборот. Как сказано в Торе, все евреи могут выполнять эту мицву в любой сукке, даже если она не своя, а общая. Различие законов, определяющих особенности выполнения этих двух заповедей, говорит о принципиальном разнице между ними. Лулав -  личная работа. Сукка - совместная. Мицва лулава, как указано в Торе, олицетворяет радость праздника. 4 вида растений имеют аналогии как в человеческом, так и в высшем мирах. Мудрецы говорят, что растения символизируют различных по своим качествам евреев. Суть различий во вкусе и запахе этих растений:

Этрог (цитрон) приятен и вкусом и запахом. Вкус-символ обладания мудростью Торы, запах - исполнение добрых дел. Этрог - символ мудреца и праведника.

Лулав (ветвь финиковой пальмы). Финики обладают замечательным вкусом, но не имеют запаха. Они символизируют людей, преуспевших в постижении мудрости Торы, но не отличающихся добротой поступков.

Адас (ветвь мирта) имеет чудесный запах, но не вкус. Такова характеристика человека, известного праведными поступками, любовью к Творцу и трепетом перед Ним, но не отличающегося познаниями в Торе.

Арава (ветвь ивы) лишена и вкуса, и запаха. Есть и такие евреи, которые не знакомы с мудростью Торы и не исполняют ее законы.

Объединив все 4 вида растений, подняв их вверх, мы творим образ радости - образ праздника Суккот. Суккот - это праздник и для души, и для тела. Поэтому каждый еврей должен взять свой лулав - ведь это личная работа, связанная с личностными качествами каждого человека.

Многие в преддверии праздника стараются построить свою сукку. Такое тщание при выполнении заповеди похвально. Но, как мы уже говорили, по Торе сукка не обязательно должна быть своей. В общей сукке заповедь будет выполнена не хуже. Почему? Ведь такая сукка никому не принадлежит! Ответ найдём в 27-м Псалме, который читаем с начала месяца Элул до конца Суккот. В нем сказано, что в сложные дни Вс-вышний спрятал народ Израиля в Своей Сукке. Написано буквально «сукка», но читается как Его сукка, т.е. сукка Творца. Что же такое сукка (шалаш)? Чем это место лучше обычного человеческого жилища?

В материальном смысле сукка не уберегает нас ни от дождя, ни от холода, ни от ветра, но именно в ней мы оказываемся под охраной Вс-вышнего. Приходя в сукку, мы словно говорим: «Да, нам известно, что только во власти Вс-вышнего дать нам защиту, беречь нас и охранять».

Яркой иллюстрацией всего сказанного могут стать известные события в Израиле, когда на густонаселенные города вновь и вновь падали ракеты. Люди были вынуждены прятаться в убежищах, где они оказывались все вместе: женщины, мужчины, дети, богатые, бедные, молодые, старые... Здесь они забывали о том, каков их личный статус, - это не имело никакого значения. Когда при приближении смертельной опасности, люди бежали по улице в сторону ближайшего бункера, они не думали о том, с кем сейчас окажутся рядом. Нужно было как можно быстрее добраться до безопасного места, пусть общего для всех, лишь бы укрыться, спастись. Были и такие убежища, в которых прятались вместе и евреи, и арабы.

Так и в сукке. В ней все евреи, несмотря на личные качества (личный лулав), ощущают общую защиту Вс-вышнего. Ведь и опасность, и безопасность - категории, общие для всех. Находясь в смске, любой еврей показывает,  что уровень его веры в Творца достаточен, чтобы находиться вместе с глубоко верующим человеком или даже праведником.

В каждый из дней Суккот в сукку приходят почетные гости - Ушпизин. Эго наши праотцы - Авраhам, Ицхак, Яаков, Иосеф, Моше, Аhарон и Давид. Они спускаются из рая, чтобы разделить с нами радость праздника. В эти дни они такие же гости, как мы, а мы - такие же, как они. Вместе с ними мы входим в сукку, чтобы находиться в Доме Вс-вышнего.

Так дай же нам Б-г в скорейшем времени заслужить возможность выполнять мицву лулава все 7 дней и находиться вместе с праведниками в Сукке, сделанной Вс-вышним из кожи Левиафана.

р. Акива Йосович - по материалам вестника "Кol Уaakov"