В 1988 году известный израильский раввин Элиэзар Шах созвал большое собрание-съезд— религиозных евреев с целью создания новой политической партии «Дегель hа Тора» (Флаг Торы).
На тот момент возраст молодого государства Израиль был равен сорока годам, и все эти годы интересы ашкеназских религиозных кругов страны защищались в Кнессете (или должны были защищаться) представителями от старых религиозных движений Европы.
Но наступил момент, когда рав Шах почувствовал: дальнейшее сотрудничество знатоков Торы и израильского раввинского совета с религиозными представительствами парламента невозможно. Он считал, что долгое сидение в кресле «народного избранника» превращает любого деятеля в часть системы. Его мировоззрение получает своеобразный крен: человек все больше внимания уделяет интересам системы и попросту забывает о тех, чьи интересы должен был бы отстаивать. Но все-таки рав Шах не видел иного выхода, кроме создания нового религиозного представительства, которое будет работать все в том же плохом Кнессете. Такое представительство необходимо было сформировать в результате работы съезда. Свою речь, яркую и острую, рав Шах построил на одном из высказываний мудрецов, приведенных Талмудом: «Собрание и объединение злодеев—плохо для них и плохо для мира. Собрание и объединение праведников—хорошо для них и хорошо для мира».
Кли Якар использует ту же цитату из Талмуда, когда говорит о злодействе поколения после Потопа, объединившегося с целью строительства Вавилонской башни. Он говорит, что главной целью злодеев является улучшение своих собственных позиций. Они, стремясь достичь большего, всегда ищут возможности поставить себя в наилучшее положение (стать самым главным, получить наибольшую власть, материальные блага, привилегии...) На этой позиции злодеи стоят непоколебимо, даже когда вынуждены объединяться.
Более того, достижения других вызывают у любого злодея разочарование, горечь, чувство утраты, - заставляют страдать. Поэтому нет ничего лучшего, как для злодеев, так и для мира, чем их противодействие друг другу, ограничивающее общее злодейство.
С другой стороны, объединение для праведников— самый эффективный способ достижения общих и личных целей. И личная, и общая цель для каждого из праведников - сделать больше, лучше ради Вс-вышнего и воцарения Его имени в мире. Для них нет ничего более эффективного, чем совместное действие во имя общей цели. Таким образом, рав Шах четко разделил еврейское религиозное представительство и Кнессет. Первое должно сосредоточиться только на конечной цели во имя Вс-вышнего, чтобы успешно сотрудничать и улучшать мир. Кнессет, когда он объединен и силен, порождает недовольство входящих в него партий, а их вынужденное сотрудничество не хорошо для страны. Но когда партии не объединены, а разобщены, они оказывают друг другу противодействие, корректируют деятельность друг друга критикой, и это несомненно лучше для всех.
р. Акива Йосович - по материалам вестника "Кol Уaakov"