Написано в Шульхан Арухе (619): во все дни года после первой строки «Шма» слова «Барух шем квод малхуто леолам ваэд»
"Благословенно имя Его славного царства во веки веков" - мы произносим шепотом. А в Йом-Кипур - говорим в полный голос, поскольку в это время становимся подобными ангелам.
Начнем с того, почему в течение года мы не говорим “Барух шем квод..." громко? Как приводит там же Шулхан Арух, эти слова Моше Рабейну подслушал у ангелов, и передал их евреям, а поскольку весь год мы, прямо скажем, на ангелов мало похожи, говорим их «скрытно», шепотом, и лишь в Йом-Кипур, уподобившись ангелам, разрешаем себе произносить «барух шем» в полный голос.
Теперь разберемся в том, что происходит с нами в Йом-Кипур. Мидраш Ялкут Шимони говорит: «Как ангелы босы - так и евреи не надевают обувь в Йом-Кипур; как ангелы стоят (не сгибаются) - так и евреи стоят; как ангелы не едят и не пьют - так и евреи не едят и не пьют в Йом-Кипур; как ангелы чисты от греха - так же и евреи; как у ангелов мир между собой - так и у евреев. Вс-вышний слышит свидетельство обвинителя и искупает (их) евреев ото всех грехов»
Говорит рав Шломо Залман Сороцкин: «Если спросить любого человека, в какое время Йом-Кипура еврей больше похож на ангела - в самом начале Святого Дня или на исходе, - любой конечно ответит, что к концу! Почему? Да потому, что в результате долгого, изнурительного поста, на протяжении которого он ничего не ел и не пил, раскаялся во всех своих грехах и грехах своего народа, изгнал ненависть, зависть и гордость из своего сердца, отдалился от всего материального, ото всех удовольствий и страстей, - он стал действительно подобен ангелу! В начале дня Искупления человек входит в синагогу с улицы, из внешнего, материального мира. Он полон дурных мыслей, желаний, пропитан духом соперничества, и душа его еще не очистилась. После недавно съеденной плотной трапезы (конечно же во имя Небес - прим. автора) живот набит, покаянная молитва перед Творцом еще только предстоит, все-все его грехи пока на нем. Явно ничего общего с небесными ангелами! Ну разве что внешне немного похож — белые одежды и талит, который принято надевать в ночь Йом-Кипура. Опять же никакой кожаной обуви, стоя... Но, загляни ему в душу, и ты увидишь, что он еще очень далек от подобия ангелу.
Но вот что интересно. Несмотря на все наши рассуждения, и вопреки явной и очевидной «замусоренности» наших душ в начале Святого Дня, уже в первой, вечерней молитве мы позволяем себе произносить слова «барух шем квод...», так же громко, как это делают небесные слуги Вс-вышнего, - во весь голос, пользуясь своим «ангельским подобием», в то время, как в вечерней молитве, на исходе Святого Дня, после всей духовной работы, изнурений и исповедей, мы снова стесняемся пользоваться «небесным секретом» открыто, и произносим «барух шем» шепотом, как обычные люди! И это после всего?! Если прошлым вечером мы были как ангелы, то, тем более, через сутки подготовки должны бы подняться на их уровень!
В чем же тут дело?!
Говорит рав Сороцкин, что ответ прост: все зависит от настроя, мысли и готовности.
Имеется в виду, что в канун Иом-Кипура, несмотря на то, что человек только что поел и попил, и не успел еще стряхнуть с себя все то материальное, что прилепилось к нему на улице... все-таки пребывает в особом состоянии. Он уже принял на себя все пять запретов - изнурений, и готовится сбросить, хотя бы на сутки, оковы этого мира и приблизиться к своему Господину. За одну только эту готовность его принимают как ангела и разрешают провозглашать во весь голос «Барух шем...».
И это полная противоположность тому, что происходит с человеком на исходе дня Искупления. Действительно похожий на ангела отрешенностью от этого мира и духовной возвышенностью (близостью ко Вс-вышнему), очищенный от грехов, он... уже готовится к выходу из особого состояния в обычное, человеческое. Торопливо начинает молиться вечернюю молитву, прикидывая, что, где и когда сможет съесть, кому нужно будет сразу же позвонить, с кем встретиться...
Получается, что человек определяется не тем, кто и где он сейчас, а тем, где его мысли, стремления и желания. Как написано, всегда говори себе: «Когда же достигнут мои поступки поступков моих Отцов». То есть должно стремиться к наивысшему духовному уровню, и в этом наша работа. И ни в коем случае не следует отчаиваться из-за того, что сейчас наши дела не так совершенны.
В канун Иом-Кипура мы должны постараться подготовить себя к принятию всей святости этого дня, почувствовать себя ближе к Творцу, чтобы действительно удостоиться быть похожими на ангелов, во весь голос провозглашающих: «Свято имя великого царства Его во веки веков!»
Амен!
р. Пинхас Регентов - по материалам вестника "Кol Уaakov"