Чтобы был Храм
«Поколение, в котором не ведется строительство Бейт-hамикдаша (Храма), приравнивается к тому; которое пережило разрушение Храма». Так сказали наши мудрецы.
Из этих слов следует, сегодня для возрождения Храма не требуется того уровня подготовленности (уровня суммарных заслуг), который присущ был евреям, удостоившимся строительства Первого и Второго Храмов. Нам нужно всего лишь чуть-чуть подняться над тем состоянием, в котором были евреи на момент разрушения. Бейт-hамикдаш был разрушен не за один день. Действительно, поджог и уничтожение храмового здания произошли 9-го Ава, но этому предшествовал продолжительный процесс духовного опустошения Святого Места.
Когда в Иерусалим пришли воинственные и победоносные захватчики, они удивились. Прежде никто из них и представить не мог, что Бейт-hамикдаш возможно разрушить! И, конечно, не потому, что это было особо крепкое здание. Сама возможность разрушения Храма никак не укладывалась в сознании.
Но вот, 17-го Тамуза завоеватели вплотную подошли к Храму, и были поражены. В своих сердцах они не испытали ни страха, ни трепета от приближения к особенному месту. Перед ними стояло обычное каменное сооружение. Напомню: до этого всё цари и важные вельможи из всех стран мира постоянно приходили служить в Иерусалимский Храм. Они не были под еврейским влиянием, не исповедовали иудаизм, но понимали, что служение еврейскому Б-гу в Его Храме совершенно необходимо им в их жизни, для собственного процветания, для успеха их стран и народов.
И вдруг ничего этого не осталось. Перед воинами предстало нечто обычное и заурядное.
Каким же образом произошло это губительное опустошение?
Чтобы Вс-вышний имел «место жительства» в материальном мире, нам нужно «освободить» Ему это место. Что это значит? Разве Он нуждается в физическом пространстве?
Чтобы имело место Его присутствие среди нас, — Шхина, - мы должны правильно себя вести, - сообразно ситуации, в которой человек стоит перед Великим Создателем. Разумеется, Вс-вышний присутствует везде, Он есть во всём, и человек должен об этом помнить, совершая все свои действия, предпринимая любые шаги. Но поскольку человек физически ограничен, ограничено и его понимание всего сущего. А потому при близком общении с Б-гом некоторые ограничения обязательны и неизбежны для человека. Он, человек, должен организовать определенные места святости, в которых Б-г станет присутствовать.
Как только евреи утратили почтение к Бейт-hамикдашу, они лишились места для Б-га даже в своем доме. Поскольку понятие «выделенного для Вс-вышнего места» присутствует только в ограниченном сознании человека, святость этого места зависит только от самого человека.
Какой должна быть ситуация, чтобы возрождение Храма стало возможным? И что для этого можем сделать мы?
Мир, окружающий нас, так заполнен материальными предметами, так подвержен влиянию материального, что нам действительно сложно «освободить» место для Б-га. Нам нужно видеть и различать во всем, что нас окружает, высшие цели вещей—и через понимание этих целей ощущать присутствие Вс-вышнего. Как написано в первом абзаце Шульхан Аруха, еврей должен жить с постоянным чувством, что он стоит перед Б-гом. И только такое позиционирование себя дает человеку право находиться в этом мире.
Но во времена, когда стоял Бейт-hамикдаш можно было чувствовать присутствие Вс-вышнего и без особой подготовленности. Оно ощущалось даже неевреями, входящими в храмовое здание. Это влияло на человека, где бы он не находился. Он знал, что есть такое особенное место—Храм, куда можно прийти и «увидеть» Б-га в материальном пространстве. Для евреев, живущих сегодня, давно утрачена связь с теми, кто был очевидцем, кто чувствовал Шхину в Храме и мог поделиться этим ощущением «из первых рук». Нам сложно представить самим реальность такой возможности.
Но если те, близкие поколения, не сумели вернуть Храм, что ожидать от нас?
На самом деле, к возрождению Храма ведут накопительные процессы, в которых силы и устремления всех поколении последнего изгнания суммируются. Сложившись вместе, они будут служить строительству Третьего Храма. Чем дальше от поколения «очевидцев», тем сложнее. Но тем и выше оценивается каждое усилие достичь понимания присутствия Вс-вышнего. Каждое наше усилие, каждая наша, пусть даже самая малая победа над собой и над далеким от Храма окружением, присоединяются к подлинному храмовому чувству всех предшествовавших поколении евреев.
Требуется не так уж много: чуть больше усилий и целеустремленности. И тогда мы увидим возрождение Храма, в скором времени, в наши же дни.
р. Акива Йосович - по материалам вестника "Кol Уaakov"