Реб Велвл Шахор, иерусалимский аптекарь, даже не пошевелился, когда ему сообщили, что его склад с медикаментами сгорел. Он оторвал глаза от Талмуда и лишь спросил у того, кто принес плохую весть: - А люди? Что с ними? Никто из работников не пострадал? Есть раны, ожоги?
Услышав, что пострадавших нет, сказал: - Ну; значит, стоит произнести благословение Творцу за справедливый суд и вернуться к учебе.
- Реб Велвл! Вы что, не хотите взглянуть, на то, что осталось после пожара?
- Хочу. Но спешки нет. Это можно сделать и через пару часов.
Об этом человеке в Иерусалиме любили рассказывать легенды. Он действительно был особенным. Например, в будние дни не притрагивался к мясу, а в субботу ел только птицу. Телятина, занимавшая высшую точку на шкале еврейских деликатесов, не появлялась на его столе вовсе. Реб Велвл не был противником мяса, он только не хотел ублажать себя тем, чего многие жители Иерусалима не имели из-за недостатка средств. Но этого мало. Следуя советам знаменитого Раабада, Велвл Шахор начинал читать благословение после еды за четверть часа до того, как мог почувствовать насыщение. Такие люди, как он, окружали собой Святой город, словно невидимой стеною. Каждый камень незаменим, каждая судьба занимает прочное место в общей кладке.
Душа реб Велвла тосковала по тем временам, когда евреи жили вместе и были у них свой повелитель и Храм. Хоть какой-то кусочек той реальности хотел он подержать в руках. С этой целью он вместе с Хаимом Зоненфельдом и Пинхасом Глобманом приобрел небольшой виноградник в районе Петах-Тиквы.
Шла Первая мировая война. А тут год Шмиты, год отдыха садов и полей, когда нельзя обрабатывать землю и собирать урожай. Шмиту в тогдашней Палестине соблюдали очень немногие. Кто-то ввиду бедственной ситуации и близкого голода прибегал к разным уловкам, допускаемым hалахой, кто-то вообще ни считал нужным исполнять приказы Торы. На этом фоне реб Велвл и его компаньоны выглядели белыми воронами. Их самодельные плакаты приглашали любого путника войти и насытиться виноградом—ведь эти грозди принадлежат сегодня всем, Шмита сейчас...
Но вот грянуло бедствие - пришла саранча. Не только всю зелень в полях, но и подоконники во многих домах уничтожал этот свидетель и участник египетских казней. Деревья в садах стояли без крон и без коры, словно белые скелеты. Виноградник реб Велвла зеленел. Саранча обходила его под прямым углом, будто натыкаясь на невидимую, но непреодолимую преграду. Люди приходил и посмотреть, качали головами: «Это чудо!..»
Реб Велвл не ждал чудес. Он просто хотел оправдаться перед Вс-вышним, подать знак, что Святая земля живет, пытается жить по Иерусалимскому времени.
И получил ответный знак. Саранча огибала еврейский сад, направляясь в Египет.
По книге Рухамы Шейн «Все для Босса»