Вовремя платить зарплату

Существует заповедь Торы вовремя платить зарплату наемному работнику, и если хозяин опаздывает с ее выплатой, он нарушает запрет Торы. Но поскольку эти законы не очень известны широкому кругу, и из-за незнания люди их нарушают, мы постараемся привести здесь их краткое содержание. Вот что пишет по этому поводу праведник Хафец Хаим во вступлении к этим законам в своей книге «Аhават Хесед», и очень важно  принять эти слова всем сердцем.

1)     Закон вовремя платить зарплату работнику занимает в Торе очень важное место, об этом в ней дано несколько конкретных запретов. Но есть люди, которые ими пренебрегают, и им представляется пустяком отложить выплату по какой-то неважной причине. Например, работодатель ленится пойти и взять деньги, которые он куда-то вложил, или разменять крупную купюру, чтобы вовремя заплатить работнику, а по закону он обязан все это сделать, даже если его работник не бедный человек. Тем более велика обязанность позаботиться о своевременной выплате , если работник ‒  бедняк, чтобы было тому, чем накормить себя и свою семью.  Как сказано в недельной главе Ки Теце: "В тот же день отдай плату его, чтобы не зашло солнце прежде того, ибо он беден, и ждет ее душа его, чтоб он не возопил на тебя к Г-осподу, и не было на тебя греха".

2)     Посмотри, пожалуйста, что сказано в святой книге "Зоар" в недельной главе Кдошим: "не задерживай у себя на ночь заработка наемного работника до утра". Почему (т.е. в чем причина того, что Тора отнеслась так сурово к этому проступку тем что отдельно отнеслась к нему)- поймём это из другого писания как сказано: "В тот же день отдай плату его, чтобы не зашло солнце прежде того, ибо он беден, и ждет его душа его".

Далее следует объяснение: "Чтобы не зашло солнце прежде того", – остерегайся того, чтобы ты не оставил из-за него этот мир раньше, чем пришло твое время умереть, как сказано в книге "Коэлет": "Пока не зайдет солнце" (т.е. там упоминается заход солнца в связи со смертью человека, и из этого мы понимаем, что заход солнца, который упоминается в связи с задержкой заработка наемного работника, намекает на смерть хозяина). Отсюда мы учим другую вещь: тому, кто возвращает душу бедняку (тем, что он поддержал его материально), Всевышний в награду  прибавляет  дни жизни, даже если пришло его время оставить этот мир.

"Не задерживай у себя на ночь заработка наемного работника", – посмотри и пойми: тот, кто отбирает заработок бедняка, как будто обирает его душу и души его семьи; он уменьшил их души, Всевышний уменьшает и убавляет его душу из этого мира; ведь все то натруженное дыхание, которое выходит изо рта бедного работника весь  день его работы, поднимается перед Всевышним и стоит перед ним, и когда хозяин его обобрал, поднимается его душа и души его семьи, и окутываются в то натруженное дыхание, и жалуются перед Всевышним; и тогда, даже если и полагались хозяину радости и дни жизни, все это забирается у него; и, кроме того, его душа не поднимется вверх (когда придет ее час). И это то, что имел в виду рабби Аба, когда  сказал:  "Упаси нас Всевышний от них и от их обид". И из того, что не написано "и ждет ее душа бедняка", а написано "и ждет ее душа его", мы понимаем, что это сказано про каждого работника, тем более про бедняка.

3)     И Тора здесь предостерегает: даже если хозяин платит работнику его зарплату, но опаздывает и не платит  вовремя, а тем более, если он его обирает и не платит ему зарплату или платит ему хотя бы на копейку меньше, чем было условлено между ними, он является вором и нарушает запрет: "не обирай ближнего своего и не грабительствуй", как сказано в Талмуде.

И также в книгах Пророков предостерег Всевышний от этого очень сурово и сказал (Малахи 3): "И приближусь Я к вам для суда, и буду свидетелем скорым (против) чародеев и прелюбодеев, и клянущихся ложно, и грабящих плату наемного работника ". И то, что сказано: "И приближусь … свидетелем скорым", т.е. Всевышний ‒ Он судья и Он свидетель, и поэтому он ускоряет получение наказания грабящим  наемного работника, как сказано в Талмуде (Сука 29): "В наказание за четыре прегрешения состоятельные хозяева теряют свое имущество: за то, что удерживают плату работника (говоря ему каждый день ‒ приди завтра), и за то, что обирают  работника".

И, к большому сожалению, есть люди, которые с легкостью позволяют себе недоплачивать работнику и не знают они, что  этим укорачивают свои души, нарушая запреты Торы. И также к большому сожалению, часто случается у некоторых людей, что работник стучит хозяевам в дверь день и ночь, и никто на него не реагирует,  в особенности если речь идет о какой-то мелочи, и не обращают  внимание на то, что в законах Торы нет разницы между копейкой и между миллионом. И многие из них люди прямые и добросердечные,  выполняющие остальные заповеди Торы по букве закона, а эту заповедь вовремя заплатить зарплату наемному работнику, к большому сожалению, они почти не выполняют , даже когда требуется всего-навсего приложить небольшое усилие.

И после размышления я пришел к выводу, что причина этому ‒ незнание подробностей этого закона; и если бы они были известны, без сомнения, люди торопились бы заплатить зарплату вовремя, чтобы выполнить заповедь "В тот же день отдай плату его" и чтобы не нарушить относящиеся к этому запреты, точно так же, как они выполняют заповеди Шофар, Сука, Лулав и т.п. Видели ли вы еврея, который отодвигает до самой ночи заповедь Шофар или Лулав? Наоборот, каждый еврей торопится исполнить их, и рад тому, что заслужил выполнить заповедь Всевышнего по букве закона. А в эту заповедь, которая тоже заповедь Торы, и Тора прибавила к ней несколько запретов, какие усилия вкладывает в нее злое начало! (Здесь заканчивается изложение мыслей Хафец Хаима из книги " Аават Хесед".) Да поможет нам Всевышний исполнить все его заповеди по букве закона и с радостью. 

р. Михоэль Каминский - по материалам центра изучения торы "Limud"