Август 2018 / Элул 5778

Помощь в издании книги Мусара

Уважаемый читатель!

С безграничной благодарностью Всевышнему, милость Которого не оставляет нас ни в одном поколении, мы удостоились раскрытия великого света, источник которого некогда находился в Доме Учения небольшого местечка Кельм, расположенного в Литве, где родился и жил великий раввин рав Симха Зиссель Бройде (Зив) (1824-1898 гг.), широко известный в народе Израиля как Саба (Дедушка) из Кельма. Рав Зимха Зиссель был одним из трех ближайших учеников основателя Учения Мусар рава Исраэля Салантера, который следовал Учению Виленского Гаона, будучи учеником праведника рабби Зунделя из Саланта, одного из ближайших учеников рава Хаима из Воложина – величайшего ученика Виленского Гаона.

Письма и послания Сабы из Кельма его сыну раву Нахуму Зееву и ученикам были собраны в великую книгу, раскрывающую еврейский взгляд на Творение – «חכמה ומוסר» – «Мусар Дома Учения в Кельме».

В чем суть Учения Мусар? Сказал царь Шломо в своей мудрости: «Трепет пред Б-гом – начало Знания»[1]. Так об этом говорил наш учитель рав Моше Шапиро, благословенной памяти: «Мусар – это Учение, которое раскрывает Б-га в Творении, позволяет человеку найти в себе силы для постижения истинной реальности, избежать сети дурного побуждения, влекущего к греху, и исправить свои духовные качества для служения Всевышнему».

Рав Исраэль Салантер раскрыл природу человека, разъяснив почему он нуждается в Учении Мусар: «Человек свободен в своем воображении и скован в мышлении. Воображение ведет его в пленение путями сердца и желаний, дабы он не ощущал страха перед неминуемым будущим, когда Всевышний приведет его на суд за все его деяния и подвергнет суровому наказанию. Другой не пострадает за него – только он сам ответит за последствия своего преступления. Совершив грех, он неизбежно будет за него тяжко наказан. Пусть не решит человек: «это лишь легкая болезнь, и я перенесу ее»[2]. Несчастья, происходящие в нижнем мире, несравнимы с наказанием за грехи в мире Грядущем. Сильно будет страдать душа человека, день покажется годом. Этот страшный враг – воображение – несет нам бедствие. Однако в наших силах победить его, чутко прислушиваясь к мышлению, постичь истину, сравнить выгоду от греха с ущербом от него. Но как же это трудно! Воображение – бурлящая река, в которой тонет мышление. Единственное спасение – это вознести человека на корабль чувствительности души и мощи духа»[3].

В Доме Учения в Кельме Мусар называли мудростью трепета перед Небесами.

К переводу рассуждений рава Симхи Зисселя Бройде, вошедших в книгу «Мусар Дома Учения в Кельме», мы добавили подробную биографию учителя, основанную на книге рава Дова Каца «Движение Мусар», которая ярко описывает еврейскую жизнь в Литве конца XIX века. Во вступлении к этому изданию мы попытались разъяснить суть Учения Мусар и раскрыть конкретные задачи, которые ставил перед собой великий учитель – автор этих посланий: постижение мудрости трепета, воззрение на природу человека, обретение возвышенных качеств души и глубокой веры, путь возвышенного служения, Учение о Б-жественном Творении, Учение о любви Б-га к Израилю, небесное происхождении Торы, раскрытие великих тайн души, принятие увещевания, исправление недостатков, борьба с дурным побуждением, упование на Б-га, освящение Б-жественного имени.

Книгу «Мусар Дома Учения в Кельме» мы сопроводили комментарием «Жемчужины Учения Мусар», собранным из прежде изданных нами книг мудрецов Литвы: «Совершенная мера» Виленского Гаона, «Свет Израиля» – рава Исраэля Салантера и рава Ицхака Блазера, «Уровень человека» – Мусар Дома Учения в Новардоке, «Основы Знания» – Мусар Дома Учения в Кельме, «Уроки Знания» ешивы Тельз, «Анализ души» рава Менделя Лефина из Сатанова и некоторых других книг. Эти глубочайшие изречения Учения Мусар не только разъясняют определенные рассуждения, приведенные в этой книге, но также имеют независимое значение, ярко раскрывая самые существенные вопросы нашей веры.

Жемчужинами, сокрытыми в глубинах вод и поднятыми со дна моря, в еврейской традиции называется знание, раскрытое в этом мире Авраамом – великим праотцом еврейского народа. Так пишет об этом рав Мендель Лефин – автор книги «Анализ души»: «С того момента как дух Б-га коснулся души Авраама, его шею украсила жемчужина, сияющая, как небосвод…»[4], «Истинные мудрость и понимание дороже любого сокровища и ценности, ибо даруют их обладателям безграничные блага в этом и в Грядущем мире. Поэтому необходимо разыскивать их как бесценный клад и не пренебрегать даже мельчайшими жемчужинами деяний человека, его опыта и достижений»[5].

Книга «Мусар Дома Учения в Кельме» является чудесным средством для постижения мудрости трепета перед Небесами и обретения возвышенных духовных качеств, столь необходимых каждому еврею для трепетного соблюдения заповедей, которыми Творец мира освятил Свой народ, даровав нам с Небес Свое Б-жественное Учение.

Сказал пророк Малахи – последний пророк Иудеи: «Если учитель подобен ангелу Б-га Воинств, пусть ищут Тору из его уст»[6]. Именно таким человеком и был великий мудрец Мусара Саба из Кельма…

 

[1] Мишлей 1:7.

[2] Ирмеягу 10:19.

[3] Рав Исраэль Салантер, Послание Мусара.

[4] Анализ души, гл. «О качестве справедливости».

[5] Анализ души, гл. «О качестве бережливости».

[6] Малахи 2:6.