Еврейские праздники и памятные даты

книги о иудаизме, евреях и еврейском образе жизни

Разделы и книги

Времена и даты

Шабат
Дни трепета (Рош а шана, Йом кипур)
Иудаизм - Праздники Торы
Еврейский календарь
Месяц Элул
Еврейские праздники
Иудаизм - общественные посты
Холокост и памятные даты Израиля

Иудаизм - аудиолекции

Рав Хаим Бурштейн
Тегилим (Псалмы) с комментариями рава Ицхака Зильбера זצ"ל
Пророки - аудиолекции р. Ицхака Зильбера זצ"ל

Еврейское образование

Иудаизм и народы мира
Тора и Танах
Мишна и Талмуд
История евреев и Израиля
Еврейские традиции
Каббала - тайные знания
Земля Израиля: История и География
Евреи и мировые идеологии

Еврейская семья

Детский уголок иудаизма
Дети и Родители
Бат/Бар Мицва
Свадьба (хупа)
Еврейский дом
Женщины в иудаизме

Школа иудаизма

Мусар - еврейское мировоззрение
Классические еврейские источники
Преподавательское мастерство
Методические пособия
Мидраши - притчи в иудаизме

Иудаизм - классика и современность

р. Рафаэль Алеви Айзенберг. Выживание. Израиль и Человечество
p. Арье Аминов. Живой Источник
Акива Татц. Маска Вселенной
Береги свою речь, о злословии
Герман Вук. Это Б-О-Г мой
Донин, Хаим. Быть евреем
Кармель, Арье. ИУДАИЗМ И ЕВРЕЙСКИЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ
М. Левуш. Пиркей Авот - изучение мишны
М. Левуш. По образу и подобию
М.Левуш. Четыре царства
р. Элиэзер Гевирц. Чтобы понять и постичь
р. Акива Татц. Жить вдохновенно
р. Арье Каплан. Мир создан для меня
р. Гершон Вайс, р. Арье Каплан. Шимшон - судья Израиля
р. Иегуда Гордон. Райский сад
р. Исраэль-Меир Лау. Практика иудаизма
р. Йосеф Б. Соловейчик. О раскаянии
р. Рафаэль Алеви Айзенберг. В конце дней
Раби Нахман из Браслава. Поездка
Раби Элияу Виленский Гаон. Совершенная мера
Рав Ицхак Зильбер.
Пламя не спалит тебя
Смысл и законы достойной речи
Таубер, Эзриэль. Скажи жизни "ДА!"

Еврейская проза и живопись

Марк Шагал
Мирьям Новикова. И расскажи папе своему...
Двора Литвинова. Мои молитвы
Хаим Венгер. С Израилем в сердце
Давид Фридман. Мендель Маранц
Эфраим Кишон. Это мы - израильтяне
Шмуэль-Йосеф Агнон. Простая история

Библиотека иудаизма

р. Арье Каплан. Нежданные встречи
Меир Шиллер. Дорога обратно
р. Носсон Шерман. Свет изгоняет тьму
р. Носсон Шерман. Вечность и Суета
р. Замир Коэн. Тора и наука
р.Цви Маркович. Путями веры
Самуил Голдинг. Опровержение христианских учений
Свой взор к горам высоким устремлю, оттуда явится мне помощь и спасенье
Швут Ами - Суккот, Песах, Шавуот
Швут Ами - сборник публикаций
Швут Ами - сборник статей
Три измерения души
Раби Моше Хаим Луцатто. Основы
р. Эльхонон Буним Вассерман. Перед приходом Машиаха
В гармонии с природой. О законах и обычаях еврейского дома
В. Шевелев. Двенадцать евреев которые изменили мир
Пуа Штайнер. Навеки мой Иерусалим
р.Хаим Шмулевич. Беседы об этике
р. Ирмияу Абрамов. Две половины целого
Довид Россоф. Наш наследный удел
Гарольд Фиш. Еврейская революция
Раби Нахман из Браслава. Просьба об истине
Как правильно одалживать деньги. Еврейские законы ссуды и роста
Рав Эрез-Моше Дорон. Наедине с Творцом
Д-р Джеральд Л. Шрёдер. Шесть дней Творения и Большой Взрыв
Берел Вайн. Ам Исраэль Хай
 

Времена и даты

Шабат

Шаббат, руководство к его пониманию и соблюдению

Сказано в Торе: ”Помни день Шаббат, дабы освятить его; шесть дней ты будешь трудиться... ибо в шесть дней сотворил Господь небо и землю”. Здесь подчеркивается, что Шаббат — основа веры, что еврей, соблюдающий Шаббат, тем самым доказывает, что он верит в Создателя, по слову которого был создан мир, в то, что Он сотворил мир в шесть дней, а в седьмой день не работал, и поэтому он также не делает никакой работы в Шаббат.

Рабейну Авраам Данцинг. Законы Шабата

Раби Авраам бен Йехиэль-Михл (1748–1821) – автор краткого галахического кодекса “Хаей адам” (“Жизнь человека”), составленного им по совету Виленского Гаона. Этот кодекс отличается исключительной лаконичностью, четкость формулировок и простотой языка. “Зихру Торат Моше (“Помните Тору Моше”) – это сокращенный вариант центрального раздела кодекса “Хаей адам” – “Законы Шабата”.

  

Арье Каплан. Суббота день вечности

"Если ты не будешь топтать субботу, не будешь в Мой священный день делать все, что захочешь, и назовешь субботу наслаждением, почтишь святыню Всевышнего, почтишь Его тем, что воздержишься от путей твоих, от погони за желаемым и многоречия, — тогда ты найдешь наслаждение в Б-ге, и помещу тебя на вершинах земли, и насыщу тебя наследием Яакова, отца твоего, ибо [так] сказал Б-г”.

р. Моше Пантелят. Царица Суббота

Суббота - своего рода еврейский флаг, именно она выделяет потомков Авраама, Ицхака и Яакова из всех народов мира. Причем выделяет куда больше, чем кашрут или национальные праздники. И в самом деле, соблюдение законов Субботы свидетельствует о еврейской сути в человеке. Прекратить в Субботу все виды рабочей деятельности - единственное ритуальное предписание, упомянутое Торой в Десяти Заповедях.

  

Празднование Шабат и Йом Тов (А.Кармель)

Если удержишь от (нарушения) шабат ногу свою (чтобы) не делать желаемого тобою в день Мой святой, и назовешь шабат "наслаждением", а день святой Г-спода -почитаемым, и почтишь его, (тем, что) не будешь делать твои дела, не выискивать желаемого тобою, и (не будешь) говорить (ни) слова (об этом); тогда будешь наслаждаться ты в Б-ге, и Я тебя возведу на высоты земли, и буду питать тебя наследием Яакова (Эрец Исраэль), отца твоего, ибо так сказали уста Г-спода.

Реальное существование - Шаббат (А.Татц)

Шаббат занимает центральное место в Торе и еврейской жизни. Поэтому он должен отражать ту фундаментальную схему, которую мы изучаем. Неделя начинается и заканчивается Шаббатом - вдохновенное начало, неделя труда и вдохновенное завершение недели: от святого - к будничному и опять к святому.

  

Суббота: остров в океане времени (Х.Донин)

Хотя верующий еврей выполняет много заповедей, к субботе он питает особое чувство. Во всей Торе нет другой мицвы, в которой с такой силой выражались бы преданная любовь и глубокое религиозное чувство. Суббота - единственное из фундаментальных понятий в иудаизме, удостоившееся персонификации в литургии. Субботу еврей называет невестой, она для него воплощение чистоты и красоты. Ее уподобляют также царице, ибо она - символ величия. Субботе посвящены прекрасные строки сотен стихов и песен, которые слагали цари и мудрецы.

Шабат (А.Д.Хэшель)

Иудаизм - это религия времени, нацеленная на освящение времени. В отличие от человека, живущего в пространственном измерении, для которого время всегда неизменно и однородно, а все часы одинаковы и безлики, Тора тонко чувствует разнообразную сущность времени, различает его многоцветную палитру.

  

Шабат (Г.Вук)

Закон о шабате изложен в одной из самых длинных глав Талмуда. На эту тему на древнееврейском языке написаны горы литературы. И в то же время мы знаем, что решающими здесь являются лишь немногие фразы: первая глава Бытия и четвертая заповедь Моисеева закона.

Шабат (SABJE)

Началом шабата – седьмого дня недели – считается вечер пятницы (шестого дня недели). В большинстве общин мира вне Израиля принято, что за восемнадцать минут до захода солнца в данной местности (шкия) женщины отмечают наступление субботы, зажигая дома субботние свечи.

Дни трепета (Рош а шана, Йом кипур)

Рош а Шана - аудиолекция рава Ицхака Зильбера זצ"ל

Рав Ицхак, благословенна память праведника, приводил пример из собственной жизни. Его семья приехала в Эрец-Исраэль в с пустым кошельком. Как и другие репатрианты, они получили государственное жилье. Квартиру нужно было выкупить и рав Ицхак влез в крупные долги. Накануне Рош а-Шана он задумался: «Интересно, что бы пожелали мне в будущем году мои кредиторы? Жизни или смерти? Им, конечно же, выгодно, чтобы я остался в живых и вернул одолженные деньги. Хотят ли кредиторы, чтобы я был здоров, или, не дай Б-г, болен и прикован к постели? Наверное, им хочется, чтобы у меня было крепкое здоровье для того, чтобы зарабатывать на жизнь и покрывать долги». С Творцом мы состоим в похожих отношениях. Поэтому во время молитвы мы просим, чтобы Он даровал нам жизнь для того, чтобы мы могли хотя бы символически отплатить за то добро, которое Он нам делает.

Законы Десяти дней раскаяния

Десять дней раскаяния — название их говорит само за себя, сообщая, что это дни, специально предназначенные для раскаяния. И всякий должен в это время полностью раскаяться перед Б-гом, да будет благословенно Его Имя, до того, как наступит великий и ужасный день, Йом-Киппур, как сказано: «...перед Б-гом очиститесь»; и сказано: «ищите Б-га, когда он близок...», и разъяснили мудрецы наши благословенной памяти, что речь идет о десяти днях между Рош га-Шана и Йом-Киппуром. И поэтому должен человек в эти дни исследовать свои дела и оставить те из них, которые дурны. И если человек не уверен, совершил ли он преступление, от него требуется большее раскаяние, чем если он точно уверен, что преступил, поскольку по природе человек сильнее раскаивается, когда знает, что согрешил, чем когда не знает. Поэтому-то жертва «ашам талуй», то есть жертва, приносимая, когда человеку не известно, совершил ли он преступление или нет, должна стоить дороже, чем жертва «хатат», приносимая, когда человек точно знает, что по ошибке совершил преступление.

  

Рош а Шана (А. Аминов. Живой источник)

Что такое еврейский новый год? В этот день каждый из нас предстает, подобно ягненку, перед троном Вс-вышнего. В этот день мы не можем раствориться в толпе, не можем спрятаться за чьими-то спинами; в этот день мы не в команде, не под прикрытием и попечительством учителей и наставников. Мы сами по себе, по одному, индивидуально, лично! Потому что этот день — День Суда. И все, что есть у нас за душой, хорошее и плохое, наши личные достижения и наши собственные промахи - все это оценивается и взвешивается в момент рассмотрения нашего персонального дела. В этот особенный день на Суд предстают не только евреи, но все сущее в мире. День Суда - это день, когда все началось и когда раз в году все подвергается ревизии... На рубеже завершающегося года и года нового, ко Вс-вышнему поступают «пухлые папки с документами», на основании которых Он подводит итоги.

Раскаяние — мост между мирами

Раскаяние — мост, обеспечивающий непрерывность творения, неизменность Творца и восстановление разрушенной стены. Раскаяние, начиная с греха Золотого Тельца, дает возможность возвращения к утраченному совершенству. Тора ясно показывает, что грех не разрывает окончательно связь между человеком и его Создателем. Раскаяние (тшува), включающее сожаление о грехе, словесное признание в нем и решение больше не совершать недостойные поступки, может восстановить прерванные или приостановленные отношения.

  

Суд в Рош а Шана (Рамбан. Врата Воздаяния)

Три книги открываются в Рош ашана: книга совершенных праведников, книга законченных грешников и книга “средних”. Совершенным праведникам немедленно даруется жизнь и решение суда запечатывается. Законченным грешникам сразу же выносится и утверждается смертный приговор. А “средние” остаются в “подвешенном” состоянии от Рош ашана до Йом кипура: если заслуживают, им даруется жизнь, не заслуживают — выносится смертный приговор» (Рош ашана 16б).

Рош а Шана и Йом Кипур (Д. Айзенберг)

Одежда, которую надевают в Рош Ашана, должна быть несколько менее праздничной или менее дорогой, чем одежда для других праздников, в знак благоговения перед Б-жественным Судом. Хотя женщины не обязаны слышать звучание Шофара, поскольку это Мицва Асе Шеазман Грама, они обычно исполняют эту Мицву. Мужчине разрешается трубить в Шофар для женщин, даже если сам он уже слышал трубление. Но в этом случае, однако, женщина должна сама произнести для себя благословение.

  

Начни сначала - Рош а-Шана (А.Татц)

Представ перед Б-гом в Рош а-Шана, человек судится на весь год. Его личность кристаллизуется в этот момент, приобретает законченную форму; изменить ее потом будет чрезвычайно трудно. Куда легче вносить изменения в Рош а-Шана - вы можете тогда легко манипулировать "генами" своего характера.

Рош а Шана (Cуббота, праздник, будни)

Эрев Рош Ашана — является последним днем года. Особое значение в этот день имеет "тшува"— раскаяние и решение исправить свои пути и поступки. Искреннее раскаяние в силах исправить грехи прошлого и дать возможность завершить год в состоянии духовного возвышения и приближения к Всевышнему, а также помогает подготовиться к Рош Ашана и "Асерет Имей Тшува"("Десять Дней Раскаяния"). Стараются посвятить канун Нового года изучению Торы и исполнению мицвы "тшува".

  

Рош а Шана (Рамбам. Книга заповедей)

Сказано в Торе о Новом годе, Рош-Ашана: "В седьмой месяц, в первый день месяца да будет у вас покой... священное собрание. Никакой работы не делайте" (Ваикра 23:24-25). Закон относительно работы в Рош-Ашана такой же, что и для первого дня Песах. Наши мудрецы установили праздновать Рош-Ашана в течение двух дней — как в Эрец Исраэль, так и вне ее. Эту заповедь обязаны соблюдать всегда и везде - мужчины и женщины.

Рош а Шана и трубление в шофар (М. Вейсман. Мидраш рассказывает...)

В Письменной Торе нет никаких других упоминаний об особенностях Рош Ашана и о мицве «трубить в шофар». Однако Устная Тора учит, что первого тишри Б-г вершит Свой суд, решая, каким странам в грядущем году будет уготован мир, каким — войны, каким — голод, а каким — изобилие еды. Рассмотрев поступки каждого индивидуума, Небесный Суд выносит ему приговор о жизни или смерти.

  

Дни трепета (Г.Вук)

Статут этих дней прост и короток. Он содержится в Книге Левит:"Говори сынам Израилевым следующее: в седьмой месяц, в первый день месяца да будет у вас покой, трубное торжество, священное собрание. Никакой работы не делайте, и приносите жертвы Г-споду. И говорил Г-сподь Моисею так: А в десятый день седьмого месяца сего — день искупления, священное собрание да будет у вас, и смиряйте себя постом, и приносите жертвы Г-споду. И никакой работы не делайте в самый день сей, ибо это день искупления, чтобы искупить вас перед Г-сподом, Б-гом вашим. А всякая душа, которая не смирит себя в самый день сей, истребится из народа своего.

Два дня Рош а Шана (И-М. Лау. Практика иудаизма)

Очевидно, что Рош-Гашана – это рош-ходеш (новомесячье) тишрей. В Эрец-Исраэль, и даже в самом Иерусалиме, заранее неизвестно, покажется ли новорожденная луна на 29-й или на 30-й день после начала предыдущего месяца, элула. Поэтому в древности уже к концу 29-го дня народ прекращал работу и соблюдал святость праздника. И вот однажды случилось, что в Сангедрин не пришел ни один свидетель заявить, что уже видел новорожденную луну. Позже выяснилось, что в тот год месяц элул был «полным», и лишь на следующий день должен был быть Рош-Гашана. Однако для того, чтобы в будущем исключить недоразумения, мудрецы Торы постановили, что во всей Стране Израиля (и в том числе в Иерусалиме – месте, где заседал Сангедрин) Рош-Гашана всегда должен праздноваться два дня, и обычай этот сохранился доныне.

  

Трубление в Шофар (И-М.Лау. Практика иудаизма)

Самая суть Рош-Гашана как дня Суда выражается в особой заповеди, относящейся только к этому дню года, – трубление в «шофар». «День трубных звуков» и «день памяти о трубных звуках» – так называет Тора день Рош-Гашана. Мудрецы наши объясняют, что первое из этих названий относится к случаям, когда Рош-Гашана выпадает на будничный день, – тогда это «день трубных звуков», тогда действительно трубят в «шофар»; второе же относится к тому случаю, когда Рош-Гашана совпадает с субботой, – тогда в «шофар» не трубят, и день этот является лишь «днем памяти о трубных звуках».

Рош а Шана, Йом Кипур (И.Телушкин. Еврейский мир)

Большинство еврейских праздников связано с событиями еврейской истории. Песах, например, знаменует исход из Египта, Шавуот — дарование Торы, Пурим — освобождение от Гамана. Рош-Гашана и ЙомКипур — праздники с большой направленностью на личность. В это время (и заранее) евреям положено анализировать свои поступки и проступки за весь предшествующий год. Цель Рош-fашана и Йом-Кипура — этическое и религиозное переосмысление жизни и подготовка к напинающемуся году. В эти дни, учит еврейская традиция, Б-г решает, кто на следующий год будет жить, а кто умрет. Молитвенные службы в эти дни должны повлиять на решения Б-га.

  

Йом а-кипурим и Рош а-шана (А.Кармель)

Йом Га-кипурим — это еще и шабат. И, как в шабат, мы должны в Йом га-кипурим отказаться от всякой производительной деятельности, от любой млахи. Но это также и время признания, что мы недостойны той силы, которой Он одарил нас, недостойны управлять миром, который Он создал, потому что мы использовали дарованную нам силу ради своих корыстных целей, чтобы нарушать Его волю, а не исполнять ее. Поэтому в этот день мы отказываемся использовать эту силу ради того, чтобы изменить хоть что-нибудь в этом мире — для себя, ради наших человеческих целей.

Дни трепета (SABJE)

Рош-а-Шана и Йом Кипур - религиозные события, посвящённые молитве и серьёзным размышлениям. Это - время, когда мы проверяем свои идеалы и вспоминаем сделанное, концентрируем внимание на нашей вере в Б-га и отношениях с другими людьми. Мы ищем воодушевление и уверенность и надеемся выдержать испытания наступающего года. Рош-а-Шана и Йом Кипур - это вершины 40-дневного периода от первого дня еврейского месяца Элул до Йом Кипура (десятого Тишрея).

  

Звук шофара (А.Кармель)

Величественный символ шофара придает Рош га-шана особую значительность. Грубый, немелодичный звук шофара похож на вопль, на стон, рвущийся из глубин сердца, из глубин подсознания; он выразительнее любых слов, и слова здесь не нужны. Шофар будит нас, пробуждает в нас сознание того, что настанет день, когда нам придется предстать перед небесным судом и дать отчет обо всем, что мы делали в нашей жизни.
Три звука извлекают из шофара: 1) ткиа — плавный, непрерывный звук; 2) труа — прерывистый звук; 3)сно-ва ткиа — протяжный непрерывный звук.

Дни покаяния (Х.Донин)

когда в глубокой древности было вычислено, что первый день Творения приходится на первое тишри, его назвали Рош-Гашана ("начало года"). С Рош-Гашана начинается десятидневный период духовного самоуглубления и покаяния - асерет йемей тшува ("десять дней покаяния"). Завершением этих десяти дней служит Йом-Кипур. Лейтмотивом особых молитв Рош-Гашана и Йом-Кипура является наше признание власти Всевышнего над Вселенной и покорность человека Его верховной воле.

  

Рош а Шана 1941г - Бабий Яр (И. Телушкин. Еврейский мир)

Массовое убийство евреев нацистами началось не с лагерей и газовых камер. Уже в ходе нацистского вторжения в Россию в июне 1941 года немецкие войска имели особые армейские подразделения, известные как эйнзацгруппы. На них возлагалась единственная задача — убить каждого еврея, которого они встретят на своем пути.

Рош ашана (Законы еврейской жизни)

Начиная от Рош аШана и до Йом кипур включительно в кадиш повторяют слово леела (в некоторых общинах повторяют это только в Йом кипур в заключительной молитве неила). Во время вечерней трапезы в знак того, что наступит хороший, сладкий год, макают ломоть хлеба, над которым прочли браха „амоци", не в соль, как обычно, а в мед, затем макают в мед кусочек сладкого яблока, предварительно произнося браха „боре при аэц" и затем слова „Йеи рацон шетхадеш алену шана това умтука".

Иудаизм - Праздники Торы

Характерные особенности праздников (А.Кармель)

Моадим прерывают размеренное течение нашей жизни и заставляют нас думать о том, что лежит в основе наших отношений с Б-гом. Моэд назван в Торе микра кодеш - призыв к святости, т. е. преданности Б-гу. Если мы проводим праздники так, как должно, они могут обновить наш дух и дать нам силы для достижения поставленной цели.

Cуккот и Симхат Тора

Коэлет - аудиолекция рава Ицхака Зильбера זצ"ל

Почему в Суккот читают книгу Коэлет?

В Суккот читают Коэлет, потому что Суккот — это наиболее радостный праздник. Напомнить человеку, что, при всей радости, каждый из нас несёт ответственность за всё, что мы делаем. Радость перед Б-гом хороша, но не беспечность, безответственность.

Рав Бен-Цион Зильбер

Сукот и Симхат-Тора

Сказано в Торе (Левит 23:42-43): "В шалашах живите семь дней, всякий еврей должен жить в шалашах, чтобы знали поколения ваши, что в шалашах поселил Я сынов Израилевых, когда вывел их из земли Египетской. Я - Бог, Господь ваш". Все семь дней Суккота мы должны постараться провести в шалаше, сукке, как можно больше времени. Если нет возможности жить там, надо, по крайней мере, есть в сукке два раза в день.

  

К Суккот - Вечность и суета (Швут Ами)

Рабби Иеуда передал от имени Рава: Авраам сказал перед лицом Всевышнего: «Я изучил движение светил и земные законы, и сына не может быть у меня». Б-г ответил: «Оставь изучение светил. Судьба Израилй не зависит от звезд». (Шабат) «Что пользы человеку от всех его трудов, которыми трудится он под солнцем?» (Коэлет) И в ешиве рабби Янная говорили: если человек стремится овладеть лишь тем, что под солнцем, он не получит выгоды для себя; истинная выгода — лишь в изучении Торы, которая создана раньше солнца. (Шабат)

Суккот - סוכות

Книга эта посвящена празднику Суккот. В Торе сказано: „Празднуйте праздник этот Господу семь дней в году: это закон вечный в поколения ваши — в седьмой месяц празднуйте его. В кущах (суккот) живите семь дней. Все коренные жители в Израиле должны жить в кущах. Дабы знали поколения ваши, что в кущах поселил Я сынов Израилевых, когда вывел их из Египетской земли“

  

Праздник Суккот (Кицур Шулхан Арух)

Сказано в Писании: «В Сукках живите семь дней...» — и этот стих требует именно жить в Сукке. Тора потребовала от человека, чтобы он семь дней жил в Сукке: так же, как весь год он живет у себя в доме, так сейчас главным его жилищем должна стать Сукка, то есть он должен перенести туда красивую одежду и красивые предметы быта и есть, пить, заниматься Торой, гулять и спать в Сукке. И даже если он просто беседует с товарищем, пусть беседует с ним в Сукке. И также если человек молится не в миньяне, пусть молится в Сукке. И сказано в Писании: «Чтобы знали поколения ваши, что в Сукках поселил Я сыновей Израиля, когда выводил Я их из Египта».

Праздник сбора урожая (р.И-М. Лау)

Праздник шалашей устраивай себе семь дней, когда соберешь плоды гумна твоего и точила. И веселись в твои праздники... и будешь только веселым. (Дварим, 16). Всего четыре дня отделяют Йом-Кипур от праздника Сукот, называющегося «временем веселья нашего». Содержание этого короткого перехода прекрасно выражает книга Тегилим: «Свет посеян для праведников, и для прямодушных – радость». После того, как выпрямились наши сердца в Йом-Кипур, приходит радость и спокойствие праздника Сукот.

  

Суккот, Шмини-Ацерет, Симхат-Тора (SABJE)

Накануне Суккота "переселяются" в сукку. Женщины читают "шеэхеяну" при зажигании субботних и праздничных свечей в сукке. Мужчины произносят традиционное благословение одновременно с кидушем (благословением на вино). Читают также первую часть молитвы "Ушпизин" в честь семи высокочтимых гостей, библейских пастырей еврейского народа. В первый день, ими предводительствует наш праотец Авраам.

Суккот, Ошана Раба, Шмини Ацерет, Симхат Тора

"Шалош регалим" — שלש רגלים 4. Тора обязывает евреев во время существования Храма восходить в Иерусалим три раза в год: в праздники Суккот, Пэсах и Шавуот, называемые Шалош регалим. В дни этих праздников каждый еврей должен был принести особое жертвоприношение в Храме. Впечатляющее зрелище службы коаним, близость к великим знатокам Торы, живое чувство единения всего еврейского народа в исполнении заповедей Торы и служении Творцу в праздничном веселье возвышали народ духовно и укрепляли его веру.

  

Праздник Суккот (Законы еврейской жизни)

Проникающий в сукка дождь освобождает от обязанности находиться в ней, если он так силен, что может испортить еду. То же относится к случаю, когда в ней холодно настолько, что еда застывает. В этих случаях разрешается есть дома. От обязанности пользоваться сукка свободны путешественники, если их поездка связана с исполнением какой - нибудь мицва (Б-гоугодное дело) и если поиски сукка или проведение ночи в сукка утомит их и помешает выполнить задание. Во всех других случаях никто не освобождается от выполнения мицват сукка.

Тишрей, Сукот - Шмини-ацерет (Й. Телушкин)

Тишрей — месяц, на который выпадает больше всего праздников. Он начинается с Рош-Гашана, через неделю следует Йом-Кипур, четыре дня спустя наступает самый длинный еврейский праздник, точнее, три праздника, объединенных в одно непрерывное празднование: Сукот, Шмини-Ацерет и Симхат-Тора.

  

Сукот (Х.Донин)

Сука - это шалаш, хижина, временная постройка, подобная тем, в которых жили наши предки во время сорокалетних странствий по пустыне после Исхода из Египта. "...В шалашах поселил Я сынов Израиля, когда вывел их из земли Египетской" (Вайикра, 23:43). Праздник Сукот и является напоминанием об этом важном периоде истории еврейского народа, однако его значение не исчерпывается и не ограничивается одними только историческими ассоциациями.

О четырех видах растений, сопровождающих Суккот

Ива — растение с длинными и узкими листками. У ивы нет ни запаха, ни вкуса. Она символизирует такого еврея, который не учит Тору и не исполняет заповеди. Лулав — пальма. Финиковое дерево. Оно не имеет запаха, зато имеет вкусные сладкие плоды. Лулав символизирует человека, который не слишком преуспел в исполнении заповедей, но учит Тору. Мирт — растение, у которого вкуса нет, но есть запах. Символизирует человека, который не учит Тору, но исполняет заповеди. Он дает цдаку, надевает тфилин, делает омовение рук, зажигает субботние свечи и т.д. Этрог. У него есть яркий, приятный аромат, есть у него и вкус. Он символизирует еврея, изучающего Тору и исполняющего заповеди.

  

Четыре вида растений (А.Кармель)

Согласно традиции, "плод дерева прекрасного" — это этрог, вид цитрусовых плодов. Кроме красивой формы этот плод имеет столь сильный аромат, что пахнет даже ствол дерева, на котором растет этрог. Финиковая пальма тоже дает плоды, но они не имеют запаха. От нее берут лулав — молодую, еще нераскрывшуюся пальмовую ветвь.

Суккот, или праздник Кущей: осенний праздник (Г.Вук)

Полная луна озаряет своим светом всех мужчин, женщин и детей Палестины. Никто не остается дома. Закон Моисея гласит, что семь дней и семь ночей все евреи должны жить в шалашах, лишь частично прикрытых сверху зелеными ветвями, пальмовыми листьями или охапками травы. В этих непрочных жилищах семьи справляют праздник, поют, принимают гостей, едят, пьют и спят.

Песах

Песах - аудиолекции рава Ицхака Зильбера זצ"ל

Подробный рассказ о празднике Песах крупнейшего русскоговорящего раввина и hалахического авторитета, основателя религиозной русскоговорящей общины Израиля.

Пасхальная Агада

Анализ текста пасхальной Агады по книгам последних комментаторов - аудиолекция р.Бурштейна из цикла "Еврейский взгляд на мир.

  

Песах - Законы еврейский жизни

В первый вечер песах читают кидуш после появления на небе первых трех звезд и прочтения вечерней молитвы. Наполняют особый бокал вина, помимо бокалов, полагающихся каждому присутствующему. Этот добавочный бокал вина называется „Кос шел Элиягу“ (бокал вина пророка Элиягу).

Законы касающиеся хамец в Песах

Начиная со времени около полутора часов перед полдаем в Эрев Песах до наступления ночи на седьмой день в Эрец Исраэле, а в диаспоре — на восьмой день Песаха нельзя пользоваться или даже только владеть хамецом. Запрещение есть хамец входит в силу приблизительно за два с половиной часа до полудня.

  

Пасхальная Агада

Заповедь рассказывать Агаду сыну своему в Пасхальную ночь актуальна и сегодня, потому что у каждого поколения есть свои сыновья и своя Агада.
В разговорном иврите слова “отдых” и “свобода” — синонимы. Мы видим, что празднику Песах — празднику весны и празднику опресноков — дано дополнительное название — праздник свободы.

Песах - Мидраш рассказывает

Весной мы отмечаем Песах в память о нашем Исходе из Египта. Мы освящаем этот день, воздерживаясь от любой работы, кроме приготовления требуемой для этого праздника еды. Еда должна быть приготовлена в соответствии с требованиями закона. Мы отмечаем этот праздник, облачаясь в особые наряды и вкушая праздничные трапезы. Если бы Ашем разрешил нам выполнять в праздник любую работу, то каждый занимался бы в этот день своими делами. Так что еврею запрещен даже самый малейший труд, и он всецело предается празднованию. Он проводит время в синагоге и ешиве, изучает законы праздника, познает их смысл и радуется вместе со своей семьей и гостями великим чудесам, которые совершил в этот день Ашем для нашего народа.

  

Швут Ами - Пейсах - Познать освобождение

В каждом поколении каждый человек обязан рассматривать себя, как если бы он сам вышел из Египта. (Агада) Не воспоминанием о древних событиях должна стать ночь Песаха, а глубоким личным переживанием. Эта ночь требует от нас участия в событиях величайшей важности. Но разве возможно сейчас, сегодня принять участие в событиях, произошедших 3300 лет назад?

Песах (Х.Донин)

Тора именует Песах хаг гамацот, "праздником опресноков", по названию обряда, который прежде всего ассоциируется с этим праздником. В сидуре Песах называется также зман херутейну, "временем нашей свободы", поскольку тема освобождения доминирует в его ритуале. Наиболее же распространенное название - хаг песах, что буквально означает "праздник прохождения".

  

М-М. Гитик. Уроки Египта, или Всё это было, было, было

В каждом поколении обязан человек увидеть себя — как будто он вышел из Египта. Вавилонский Талмуд, трактат «Псахим» (116 б) Тут не одно самосохранение стоит главной причиной, а некая идея, движущая и влекущая, нечто такое, мировое и глубокое, о чём, может быть, человечество ещё не в силах произнести своего последнего слова. Ф. Достоевский

Отсчет от омера (А.Кармель)

В Эрец Исраэль ячмень созревает рано. К Песаху на вершинах холмов он уже готов для жатвы. Но прежде чем воспользоваться плодами первого урожая, нужно принести дар на алтарь Б-га. Так делали евреи все годы, пока стоял Святой Храм в Йерушалаиме. Величина этого приношения составляла один омер...

  

Маца, марор и Агада (А.Кармель)

Сейчас мы уже не приносим корбан Песах, но с радостью исполняем мицву есть мацу и марор. Это один из основных моментов нашего праздника. И, как полагается на семейном торжестве, дети играют в нем центральную роль.

Быстрее времени – Песах (А.Татц)

Духовные силы, действующие во время Песаха, таковы, что позволяют еврейскому народу и каждому еврею в отдельности достигнуть невозможного. Попытка прыжка на совершенно новый уровень восприимчивости и личного развития может оказаться успешной, если предпринять ее в Песах; в другое время достичь в этом успеха гораздо проблематичнее.

  

ПЕСАХ (SABJE)

В первую ночь Песаха Б-г прошел мимо домов, где жили евреи, и поразил только египетских первенцев. Название праздника "Песах" происходит от ивритского слова "пасах" - пройти мимо, пропустить, потому что Б-г, когда поражал египтян, миновал еврейские дома, не тронув тех, кто в них находился (Шмот, 12:27).

Пасха: Седер (Г.Вук)

Талмуд, который вообще склонен систематизировать все, установил строгий порядок (по-еврейски — Седер) пасхальной церемонии. Со временем слово Седер стало в разговорном языке синонимом праздника Пасхи. Седер — это семейное торжество с участием гостей.

  

Подготовка и проведение Песаха 2000/5760 года (Beth Din Johannesburg)

Еврейские мудрецы называют праздник Песах "зман херутейну", время нашей свободы. Он установлен в память об освобождении наших предков из египетского рабства. Евреи были избавлены тогда не только от физического, но и духовного порабощения. Проводя пасхальный Седер, следуя красивым обычаям и законам этого праздника, мы как будто восстанавливаем цепь тех давних событий, заново переживаем Исход из Египта.

Хамец в Песах (А.Кармель)

Как только муку смешивают с водой, энзимы начинают воздействовать на содержащиеся в муке сахара (крахмал), которые расщепляются, выделяя углекислый газ. В результате тесто заквашивается, поднимается и становится "кислым"; по-еврейски — "хамец". Если же в течение первых нескольких минут тесто вымесить, раскатать и печь в горячей печи, этот процесс брожения, заквашивания не успевает начаться, он останавливается, и тогда получается не "квасной" хлеб, а маца.

  

Поиск Квасного.. Еврейский Мир

Сколько дней между Сукот и Ханукой? Разве ответишь на эти вопросы сходу? Однако все религиозные евреи знают, что между вторым днем Пасхи и Шавуот ровно 50 дней. В течение 49 дней этого периода (известного как «дни счисления омера»), каждый раз во время вечерней службы после произнесения специального благословения («Будь благословен Г-сподь наш Б-г... Кто повелел нам считать омер») молящиеся говорят: «Сегодня третий день (или 12, или 40) в «омер». На 50-й день празднуется Шавуот.

Счёт Омера

Исчисление омера - законы и обычаи еврейской жизни

Исчисление омера — "сфират аомер" - ״ספירת העמד״ Тора обязует считать дни, начиная с 16-го нисана, дня, когда совершали в Храме жертвоприношение "минхат аомер" (מנחת ־העמד) из урожая нового года, и до праздника Шавуот. Таким образом, отсчитывают 49 дней и на 50־й день празднуют Шавуот. Основной целью Исхода из Египта было принятие Торы и ее заповедей. Исчисление дней со времени Исхода показывает, насколько получение Торы является долгожданным и желанным для евреев.

Счет дней, сотворение времени - "Сфират а-омер" (А. Татц)

После взлета Песаха начинается трудное время "сфират а-омер", счета омера. Этот период состоит из сорока девяти дней, ведущих к Шавуоту, дарованию Торы. В это время существует мицва считать дни между Песахом и Шавуотом. Вначале отметим одну любопытную проблему, которая возникает, если придерживаться мнения Рамбана в отношении этой мицвы. Рамбан считает, что речь идет об одной из мицвот, которые не создаются временем ("ше-ба-зман грама").

  

Омер - Практика Иудаизма (И.М. Лау)

И приносите омер, первинки вашей жатвы, когену... И отсчитайте себе от первого дня после праздника — (Ваикра, 23) Со второй ночи праздника Песах, 16 нисана, мы начинаем т.н. «исчисление омера», «Сфират гаомер». Тора повелевает нам отсчитать семь недель, то есть 49 дней, от того дня, когда в Храм приносили омер ячменя: «До следующего дня после окончания седьмой недели отсчитайте пятьдесят дней, и приносите новый дар Г-споду» (Ваикра, 23).

Дни исчисления омера (Дж. Телушкин)

Между вторым днем Пасхи и Шавуот ровно 50 дней. В течение 49 дней этого периода (известного как «дни счисления омера»), каждый раз во время вечерней службы после произнесения специального благословения («Будь благословен Г-сподь наш Б-г... Кто повелел нам считать омер») молящиеся говорят: «Сегодня третий день (или 12, или 40) в «омер». На 50-й день празднуется Шавуот. На иврите омер — «сноп собранного зерна».

Шавуот

Книга Рут - аудиоуроки р. Зильбера זצ"ל

Книга Рут является одной из книг Писаний, и входит в Пять Свитков (ивр. מגילות‎, Мегилот). Книгу Рут во многих общинах читают публично в синагоге на утренней молитве праздника Шавуот.

"Синайское откровение" - аудиолекция р.Хаима Бурштейна

"Раскрытие таинственных событий произошедших при откровении Б-га и даровании Торы на горе Синай" - аудиолекция р. Хаима Бурштейна из цикла "Еврейский взгляд на мир"

  

Шавуот. Законы и обычаи еврейской жизни

Праздник Шавуот приходится на 6-е сивана. Название "Шавуот "— "Недели" берет начало из заповеди Торы отсчитывать семь недель, начиная с праздника Пэсах и до этой даты.

р. И-М. Лау. Практика иудаизма. Шавуот

Праздником бикурим «первинок» Шавуот называется потому, что когда евреи приходили в Храм, они приносили с собой «первинки урожая своей земли» – как выражение своей благодарности Вс-вышнему, Который дал им во владение эту землю и насыщает их ее плодами.

  

Пятидесятница: Шавуот (Г.Вук)

Начиная с того дня, когда мера ячменя приносилась в Храм, отсчитывалось семь полных недель. На пятидесятый день у еврейского народа начинался летний праздник — Шавуот. Иерусалим становился центром второго массового паломничества, и на этот раз паломники приносили в дар Храму первые плоды своих полей и садов. Этим объясняется название праздника. Шавуот — на иврите множественное число от слова шавуа (неделя). Пятидесятница (по-гречески — пентекост) указывает на пятидесятый день.

Шавуот (Х.Донин)

Шавуот мы празднуем в честь великого события: Синайского откровения. В этот день сыны Израиля получили от Всевышнего Тору и Десять заповедей - морально-этическую основу всей западной цивилизации. Тору нельзя было вручить иначе, как в "громах и молниях", в "огне и пламени", когда "вострепетал весь народ".

  

Гора Синай и дарование Торы (Дж. Телушкин)

Спустя семь недель после исхода из Египта израильтяне достигли горы Синай. Здесь Б-г - в первый и единственный раз! - обратился ко всему народу и возвестил ему Десять заповедей. Люди были испуганы грозным явлением Б-га среди грома и пламени. Они стали просить Моше: "Говори ты с нами, и мы будем слушать, и пусть не говорит с нами Б-г, а то умрем".

Шавуот (SABJE)

В этот день начинается период особых приношений Всевышнему - первых плодов семи видов, которыми славится Эрец Исраэль, шиват аминим: винограда, инжира, олив, фиников, гранатов, пшеницы и ячменя. Когда был Храм, со всех сторон в Иерусалим шли красочные процессии, несущие полные корзины плодов. Даже царь, как и все, нес на плече свою корзину в Бейт Амикдаш.

  

К Шавуот, сборник Швут Ами

Без малого четыре тысячи лет назад человек по имени Аврам, повинуясь зову Б-га, встал и вышел из Мессопотамии в Землю, которую указал ему Могущественный Пастырь, в Землю Ханаанскую, населенную семью языческими народами. Там невидимый Покровитель Аврама заключил с ним Завет, изменивший всю жизнь этого человека, все его существо, даже имя. Б-г обещал бездетному патриарху, которому дал новое имя Авраам, многочисленное славное потомство и Святую Землю — свой драгоценный удел.

Мидраш рассказывает. Шавуот

О каждом из дней Сотворения Тора говорит: «И был вечер, и было утро: день один; …день второй; …день третий», и так далее. Однако описание шестого дня завершается иначе. Нумеруя шестой день, Тора употребляет определенный артикль: йом ашиши, то есть тот самый, известный шестой день (Берешит 1:31). Тора намекает здесь на «тот самый» шестой день, а именно, на шестой день месяца сивана 2448 года, в который человечество получило Тору. Намек на дарование Торы уже в повествовании о Сотворении Мира показывает, что это событие фактически определяет, устоит ли Творение.

Еврейский календарь

Рабби Гад Эрлангер. Знаки времен. Зодиак в еврейской традиции

Как иудаизм относится к астрологии и знакам времён, к зодиакальным созвездиям? Книга отвечает на этот вопрос. Автор не занимается астрологией как таковой, а лишь касается ее, в рассказе о Времени, его периодичности и поворотных моментах.

р. Матитьягу Глазерсон. Тайны еврейских праздников

р. Матитьягу Глазерсон. Тайны еврейских праздников

  

Еврейский календарь on-line

Вашему вниманию предлагается еврейский календарь (конвертация дат, даты еврейских праздников) и калькулятор галахического времени (время молитв, время зажигания субботних свечей).

Еврейский календарь (А.Форта)

У евреев много праздников и особых дней в году. Среди них есть главные праздники, во время которых вся повседневная деятельность – работа, учеба, покупки – прекращается, и евреи проводят большую часть времени в молитве и праздновании со своими семьями.

  

Еврейский календарь (Г.Вук)

В древности наступление каждого нового месяца возвещалось Верховным судом в Иерусалиме, когда на небе появлялся молодой месяц. Разумеется, сомнение вызывал тут только один вопрос: появится ли месяц через двадцать девять или через тридцать дней после последней новой луны? Как только объявлялось о наступлении нового месяца, во все концы Ближнего Востока отправлялись скороходы, дабы сообщить еврейским общинам даты Святых Дней.

Еврейское время и календарь (SABJE)

ЛУАХ АШАНА ВЕАЗМАНИМ - ВРЕМЯ И ЗНАЧЕНИЕ Луах – “календарь”, “доска” или “стол” - это система измерения и записи хода времени. К единицам измерения времени относятся: часы, дни, недели, месяцы, годы, и так далее. Еврейский календарь ведет отсчет с момента Творения мира и включает в годовой цикл важные общественные события и сезоны (моадим), субботы (шабатот), праздники (хагим) и посты (тааниот), которые определяют направление и ритм жизни еврея. Г...

  

Календарь (А.Кармель)

Все упоминаемые в календаре месяцы — лунные. Тора требует проявлять внимание к луне, следя за тем, как меняются ее фазы, ибо Исраэль уподоблен луне; она — зеркало Исраэля, подъема и упадка его духовной силы; подобно луне он наделен постоянной способностью к самообновлению.
С другой стороны, праздники Торы связаны с солнечным циклом, с временами года. Песах всегда празднуют весной, а Суккот — осенью.

Концентрические круги года (Г.Вук)

Течение времени на земле можно изобразить в виде концентрических кругов: круг в центре— день, следующий, более широкий круг — неделя, еще один круг — время года, затем — год, и на каждом из этих концентрических кругов иудаизм оставил свою печать.

  

Рош Ходеш (А.Форта)

Наряду с общепринятым календарем, (январь-декабрь), евреи пользуются своим собственным календарем (см. соответствующие материалы сайта). Месяцы в нем – лунные, то есть они соответствуют фазам луны. В некоторые месяцы Рош Ходеш (начало месяца) отмечается два дня. Это определяется тем, когда именно происходит перемена в фазе луны.

Еврейские праздники

Послебиблейские праздники и посты (Х.Донин)

Кроме шалош регалим, Рош-Гашана и Йом-Кипура мы отмечаем различные события, оставившие глубокий след в истории нашего народа. Ритуал этих памятных дней отличается от обрядов главных праздников, похожих во многом на субботу. Важнейшие из памятных дней, установленных в послебиблейский период, - Ханука, Пурим и Девятое ава.

Ту бишват. Новый год деревьев (SABJE)

“Ту бишват” буквально означает “Пятнадцатое число месяца Шват”. Мы отмечаем Новый год деревьев пятнадцатого Швата, поскольку именно в это время на деревьях в Земле Израиля начинают распускаться почки. Но Ту Бишват - это не просто празднование “дня рождения” деревьев. Этот день имеет большое значение с точки зрения галахи, еврейского Закона – он определяет отделение десятин от плодов Земли Израиля.

Ханука

Ханука - Законы и обычаи еврейской жизни

Восемь дней Хануки начинаются 25־го кислева. Пишет Рамбам - "Во время Второго Храма греческие завоеватели издали указы, направленные на искоренение еврейской веры, уничтожение тех, кто изучает Тору и исполняет ее заповеди. Они также наложили руки на богатство евреев и на их дочерей, задавив еврейский народ тяжелым гнетом. Враги прошли в Храм, разрушили во многих местах его стены и осквернили его святыни. Сжалился над народом Бог их отцов, избавив его от гнета захватчиков..

Ханука (И.Зильбер)

Враги еврейского народа обратили внимание на то, что до тех пор, пока евреи верны своей религии, верны Торе, их невозможно уничтожить, но как только дети Израиля начинали служить чужим богам, на них обрушивались великие несчастья.
"Стало быть, — рассуждали враги евреев, — этому народу нужно запретить выполнять его законы, тогда будет легче с ним покончить". Именно поэтому никогда не прекращались попытки наших недругов уничтожить Израиль духовно.

  

Пурим и Ханука (А.Кармель)

Праздник Пурим был учрежден, чтобы выразить благодарность народа Б-гу за спасение, сверхъестественность которого ничуть не умалялась тем, что оно пришло как бы в результате дворцовой интриги. Мегилат Эстер (Книга Эсфири) подробно рассказывает обо всех этих событиях.
Праздник Хануки ("освящения", "новоселья") был установлен, чтобы выразить благодарность евреев Всевышнему за спасение. Как видим, жертвы людей во имя веры не напрасны; благодаря им Тора сохраняется в Исраэле во все времена. Чудо, произошедшее с единственным неоскверненным сосудом (масла которого должно было хватить лишь на один день, а оно горело восемь дней) символизирует неиссякаемость духа Исраэля.

Ханука (SABJE)

В наши дни в среде нерелигиозных евреев Ханука приобрела значение национального праздника, символизирующего способность евреев одержать победу над своими врагами, как одержали ее Маккавеи. С этим связано и проведение Маккабиады в современном Израиле. В Америке Хануку празднуют даже самые ассимилированные евреи, поскольку этот праздник связан с идеей свободы и выживания народа.

  

Ханука: праздник огней (Г.Вук)

Ханука — единственный Святой день, увековечивающий событие, не описанное в Танахе, единственный день, в который отмечается память о войне. Этот праздник в большей степени, чем какой-либо другой, связывает древний иудаизм и наш современный мир. По времени своего возникновения этот праздник дальше всего отстоит от Моисеева откровения. Думая о прошлом, мы прежде всего приходим к Хануке — самой близкой календарной дате.

Ханука - Еврейский мир (Дж. Телушкин)

В 167 г. до н.э. сирийский царь Антиох решил уничтожить иудаизм, объявив соблюдение его ритуалов преступлением. Однажды две матери тайно провели церемонию обрезания своих сыновей. Их схватили, провели по улицам Иерусалима и казнили вместе с младенцами. Матитьягу и его пятеро сыновей подняли восстание против сирийского монарха. Через три года они изгнали войска Антиоха из Эрец-Исраэль.

  

Ханука. р Дов Айзенберг

Огни Хануки должны зажигаться в каждом еврейском доме в течение восьми дней праздника. Эта Мицва может быть исполнена как мужчиной, так и женщиной, поскольку одинаково касается обоих. Но, обычно, женщины не зажигают огней, если в доме есть мужчина (хотя в некоторых семьях незамужние девушки зажигают огни). Как бы то ни было, жена и все члены семьи должны присутствовать при зажигании огней.

Ханука. Законы еврейской жизни

В эпоху Второго храма было время, когда над Израипем властвовали греки. Наш народ подвергался гонениям, издавались жестокие указы против евреев, наша вера подвергалась травле и преследованиям, запрещалось изучать Тору и выполнять ее заветы. В конце концов поработители вошли в Храм и осквернили его. Тогда восстали Хасмонеи — священники. Проведя войну против разрушителей нашей страны и гонителей нашей веры, они победили и изгнали врага из земли Израильской.

Пурим

Мегилат Эстер - аудиоуроки рава Ицхака Зильбера זצ"ל

Цикл аудиолекций по Свитку Эстер крупнейшего русскоговорящего раввина и hалахического авторитета, основателя религиозной русскоговорящей общины Израиля.

Месяц Адар - Суббота Праздники Будни

Говорят еврейские мудрецы: "Адар — месяц веселья". Весь этот месяц находится под знаком великого чуда, произошедшего с евреями в дни Мордехая и Эстер. В том поколении еврейский народ находился под угрозой полного уничтожения в результате преследований Амана. Бог спас евреев от рук врага и превратил их траур в веселье и радость.

  

Пурим - Практика иудаизма (р.И-М. Лау)

Мы празднуем Пурим 14-го и 15-го адара в память о спасении евреев от полного истребления во времена царя Ахашвероша, правившего громадной Персидской империей. Сановник царя Гаман замыслил погубить всех евреев и бросал жребий (пур), чтобы узнать, когда наиболее подходящее для этого время.

Пурим (SABJE)

Чудо Пурима часто приводится в еврейских источниках как классический пример скрытого чуда – чуда, которое на первый взгляд незаметно. В Мегиллат Эстер описывается ряд эпизодов, каждый из которых кажется во всех отношениях естественным. Однако общее направление, последовательность и влияние ВСЕХ событий, взятых вместе, приводят к чудесному избавлению еврейского народа от зловещего указа Амана.

  

Пурим: праздник в честь Эсфири (Г.Вук)

Пурим — это еврейский праздник, который больше всего напоминает карнавал. Это еще один праздник, отмечаемый в полнолуние; он падает на четырнадцатый день месяца Адар — по григорианскому календарю обычно в феврале или в марте. Праздник посвящен памяти о событии, которое описывается в Книге Эсфири: знаменитое избавление персидских евреев от своего угнетателя Амана — Гитлера древней эпохи.

Пуримшпили (праздничные сценки)

Здравствуйте! Привет! Шалом!
В зрительном зале и за столом,
В комнате, в замке, в гостях у знакомых
Смеха и радости каждому дому!
Кто без улыбки сегодня? Не смей!
Ну-ка, скорее вприпрыжку за ней!

  

Пурим (Дж. Телушкин)

Гаман, древний персидский предшественник Гитлера, замыслил уничтожить всех евреев. Но они провалили его планы и отомстили этому убийце и его сторонникам. Пурим приходится на 14 адара, за один месяц и один день до Песаха, в Иерусалиме, Хевроне и Цфате он празднуется днем позже.

Эстер и Мордехай (Дж. Телушкин)

Эстер (Эсфирь) - наверное, самая странная героиня Библии: еврейская девочка, которая побеждает на своего рода конкурсе красоты, выходит замуж за доброго персидского царя, а в конце концов использует свое положение для спасения евреев от продуманной программы их уничтожения.

  

Пурим и Ханука (А.Кармель)

Праздник Пурим был учрежден, чтобы выразить благодарность народа Б-гу за спасение, сверхъестественность которого ничуть не умалялась тем, что оно пришло как бы в результате дворцовой интриги. Мегилат Эстер (Книга Эсфири) подробно рассказывает обо всех этих событиях.
Праздник Хануки ("освящения", "новоселья") был установлен, чтобы выразить благодарность евреев Всевышнему за спасение. Как видим, жертвы людей во имя веры не напрасны; благодаря им Тора сохраняется в Исраэле во все времена. Чудо, произошедшее с единственным неоскверненным сосудом (масла которого должно было хватить лишь на один день, а оно горело восемь дней) символизирует неиссякаемость духа Исраэля.

Образовательные игры по теме "Пурим" для воскресных школ, для младших и средних классов средних школ.

Дети получают листки с кратким объяснением 4-х заповедей Пурима. Перед ними – длинный занавес, на котором закреплены 4 куска ткани разных цветов. На каждом куске – картон с цифрой (1,2,3 или 4). Учитель объясняет детям, что каждая цифра представляет одну из заповедей Пурима. Им предлагается прочесть листок и задать вопросы персонажам, находящимся за занавесом (за каждой цифрой стоит персонаж-заповедь). Вопросы должны быть такими, чтобы на них можно было ответить “да” или “нет”. Например: №1 – Ты связана с едой? №3 – Произносят ли благословение, прежде чем выполнить тебя? И т.п.

  

Лаг Ба-Омер (SABJE)

Зажигание костров в настоящее время самый распространенный обычай Лаг ба-омера. По всему Израилю зажигают большие костры. Стар и млад собираются вокруг них, танцуют и поют. Традиция зажигания костров берет свое начало в каббалистической книге "Зоар" ("Сияние"). Когда Рашби умер, его дом наполнился неземным светом в заслугу его глубоких познаний в Торе и открытию ее глубоких тайн, ибо Тора уподобляется свету, как сказано: "Ибо заповедь - это свеча, а Тора - свет".

Иудаизм - общественные посты

Раби Моше бен Нахман. Врата Воздаяния

В книге, написанной великим еврейским мудрецом Рамбаном, объясняются: Суд в Рош ашана, день Великого Суда, пути награды и наказания, страдания, бедствия праведников и благоденствие нечестивцев, сущность Геинома, награда в Ган Эдене, дни Машиаха и Грядущий Мир.

Меам лоэз. История Тиша беав

Девятый день месяца ав (Тиша беав) - самый печальный день еврейского календаря, день национального траура. Днем траура девятый день месяца ав стал потому, что в этот день был разрушен Храм (Бейт амикдаш) в Иерусалиме. Да восстановит Всевышний Храм Свой вскорости и осушит слезы с лиц наших. Амен.

  

Общественные посты (А.Кармель)

Когда был разрушен Первый Храм, в Исраэле была еще эпоха пророков. Пророки были очевидцами трагических последствий несоблюдения евреями мицвот Всевышнего, о них предупреждал Б-г через пророков задолго до того, как произошла трагедия. Пророки установили четыре поста в связи с четырьмя стадиями событий, приведших к изгнанию. Целью было — запечатлеть в сознании народа уроки истории.

Послебиблейские праздники и посты (Х.Донин)

Девятое ава - трагический день в истории еврейского народа. Постом и трауром отмечаем мы разрушение в этот день и Первого, и Второго Храмов. По преданию, восьмого ава возвратились в лагерь сынов Израиля разведчики, посланные Моше осмотреть Святую землю. Они вселили в народ страх перед могучими племенами, населявшими эту землю, и евреи плакали всю ночь и просили Всевышнего вернуть их в Египет. Наутро был вынесен приговор: за недоверие к словам Всевышнего, обещавшего привести сынов Израиля в "землю, текущую молоком и медом", за напрасные их слезы эта ночь будет для евреев ночью подлинных страданий.

Девятое Ава

Законы Бейн Амецарим

Законы постов, девятого ава и трех недель траура - аудиоурок р. Ицхака Зильбера זצ"ל

История Тиша Беав

Девятый день месяца ав (Тиша беав на иврите) - самый печальный день еврейского календаря, день национального траура. Днем траура девятый день месяца ав стал потому, что в этот день был разрушен Храм (Бейт амикдаш) в Иерусалиме. Оба Храма - и Первый, и Второй - были разрушены именно в этот день. И мудрецы усмотрели здесь не простое совпадение, но знак беды, которым отмечена эта дата.

  

Пост Тиша Беав. Законы и обычаи еврейской жизни

Три недели между постами 17-го тамуза и 9-го ава называются днями "бейн амецарим " — "в окружении бед". Это название взято из книги "Эйха" (,איכה א,, ג), в которой пророк Йермияу оплакивает разрушение Храма и беды, постигшие наш народ в результате этого. В три субботы, приходящиеся на дни бейн амецарим, читают на афтару отрывки из книг пророков, в которых говорится о несчастьях и наказаниях, постигающих еврейский народ за грехи.

Девятое ава. Практика иудаизма в свете Устной Торы

Девятое ава – день нашего национального траура, кульминационная точка скорби об обоих Иерусалимских Храмах, о начале изгнания и бед, им вызванных. С этим днем связано пять трагических событий, которые тоже перечисляются в трактате Таанит. Пост Девятого ава начинается с заходом солнца, и в этом отношении он равен лишь Йом-Кипуру, когда мы тоже постимся полные сутки.

  

Кицур Шульхан Арух. Законы 9 Ава

Собираются в синагогу на вечернюю молитву и снимают кожаную обувь (как я написал в конце предыдущей главы). И принято снимать занавеску с Ковчега, поскольку сказано: «Сломал Он произнесенное Им». И зажигают только одну свечу для хазана. И вечернюю молитву читают тихо и с плачем, как находящиеся в трауре.

Девятое ава. Еврейский мир

Самый печальный день в еврейской истории — 9 ава (конец июля — середина августа). В этот день вавилоняне разрушили Первый Храм (586 г. до н.э.), а римляне сожгли Второй Храм (70 г.). Эти события настолько трагичны, что две тысячи лет назад хахамим предписали евреям воздерживаться от всяких удовольствий с начала месяца, на который приходится Девятое ава.

  

Девятое Ава и трехнедельный траур (SABJE)

В честь радостных событий мы накрываем стол, пьем вино и слушаем музыку. Отмечая печальные даты, мы, напротив, воздерживаемся от еды и питья и т. д. Пост способствует более острому переживанию нашей исторической трагедии, помогает соотнести себя с поколениями наших предков и осознать наш собственный Галут (изгнание из Страны Израиля). Во время поста мы обращаемся к Всевышнему с надеждой на его милосердие и спасение. Служба в пост включает в себя молитвы о прощении (слихот), о милосердии и спасении (кинот), а также просьбы (бакашот).

Девятый день месяца Ав: Тиша б'Ав (Г.Вук)

Евреи отмечают девятый день месяца Ав постом и всеми самоограничениями, как Йом Kunyp, не прекращая работы. Некоторые евреи в течение первых девяти дней месяца Ав не едят мяса. Очень набожные люди надевают траурные одежды, перестают бриться, стричь волосы и три недели избегают вечеринок и празднеств, начиная с семнадцатого дня месяца Тамуз и кончая девятым днем месяца Ав.

  

Мегилат Эйха

Мегилат Эйха, Плач пророка Йирмея, одна из пяти книг-свитков (мегилот), входящих в Танах, в ту часть, которая называется Ктувим, Писания. Написана книга в форме траурных элегий на тему разрушения Храма, свидетелем которого был пророк. Читают эту книгу во время поста Девятого ава — в вечерней и утренней молитвах.

Суруни. Мудрецы Кавказа.

Суруни, от сур (иврит.) - удалённый, изгнанный. Сур - народ, который помнит свои истоки. Суруни - день 9 Ава. Каждый год в этот день изгнанники, горские евреи, оплакивают разрушенный Храм, далёкую родину. Оплакивают своих родных, не доживших до возвращения и лежащих в чужой земле. Другое значение этого дня, от асур (иврит.) - запрещение, ограничение, которое накладывают евреи на себя в день 9 Ава.

  

9 ава. Первые шаги в иудаизме

Траур в этот день означает наше участие в общем трауре всего еврейского народа. Наши мудрецы писали, что тот, кто не скорбил о разрушении Храма - не удостоится участвовать и в радости нашего народа по поводу его восстановления. Законы траура начинают действовать с 1-го дня месяца ав. Траур по Храму существовал все дни нашего пребывания в изгнании.

Тиш’а беав. Законы еврейской жизни

Утром моют только пальцы (как в день Йом кипур). В этот день запрещены прогулки, смех и веселье. Утреннюю молитву — шахрит — совершают без тфилин и без талита.. В ночь на Тиш'а беав после молитвы Шмона эсре вечерней молитвы, читают кадиш шалем (кантор), затем читают М'гилат Эха („Плач Иеремии") и кинот; в заключение читают молитву Веата кадош... В день Тиш'а беав не читают тахнун.

Холокост и памятные даты Израиля

С.А. Мадиевский. Другие немцы

Монография доктора исторических наук Самсона Абрамовича Мадиевского - исследование одного из видов Сопротивления в нацистской Германии. С риском для жизни те, кого именовали «пособниками евреев», а теперь называют «помощниками» или «спасателями», саботировали идеологию и политику режима расовой теории и практики.

Труди Биргер. Завтра не наступит никогда

Эта книга — рассказ о трагической судьбе еврейской девочки, пережившей во время войны все ужасы Ковенского гетто, подневольного труда и нацистского лагеря смерти Штуттгоф. Маленькая Труди чудом избежала смерти в печи крематория и выжила только благодаря своему мужеству, самоотверженности, изобретательности, неиссякающей надежде и любви к матери.

  

Примо Леви. Передышка

Примо Леви (1919–1987) прошел круги освенцимского ада. Все, кроме одного, последнего, — газовой камеры. Бывший заключенный № 174 517 взял на себя смелость и ответственность говорить не только от своего имени, но и от имени своих товарищей по заключению, живых и мертвых. Говорить как свидетель, а не как обвинитель — и в этом главное отличие его книги от многих других книг об Освенциме (Аушвице).

М-М. Гитик. "Где же был Б-г во время Катастрофы?"

Это большой фокус — быть евреем. Быть евреем — значит, плакать, когда смеёшься, быть сгорбленным, гордо распрямив плечи, молчать, даже разговаривая...(Раби Ицхак из Ворки)

  

Карл Березин, Аксель Саар. Операция "Котбус"

20-го января 1942 года в пригороде Берлина Ваннзее шефы СС и гестапо подписали один из наиболее зловещих документов фашизма - «Ваннзейский протокол». Это был проект «окончательного решения еврейского вопроса в Европе» посредством уничтожения 11 миллионов евреев на захваченных гитлеровцами территориях.

День независимости государства Израиль (SABJE)

Это день памяти погибших в войнах Израиля, первой из которых была Война За Независимость, поэтому День Памяти отмечается 4 числа месяца Ияр (накануне Дня Независимости) торжественными гражданскими, военными и религиозными церемониями. В соответствии с законом, все развлекательные учреждения закрываются вечером накануне Дня Памяти, средства массовой информации и учебные заведения обязаны отразить в своей работе особое содержание этого дня. Утром сирена возвещает о минуте молчания - на две минуты всякая деятельность прекращается по всей стране.

  

Р. и У. Черчилль. Шестидневная война

В мае 1967 года президент Египта Насер потребовал вывести с Синайского полуострова размещенные там силы ООН, а затем блокировал Тиранский пролив, закрыв Израилю морской путь на юг и восток. Это было фактическим объявлением войны. Шестидневная война вновь показала силу и стойкость еврейского народа, который за четверть века до того пережил одну из самых страшных исторических катастроф и решил никогда и нигде не допускать ее повторения.

Менахем Бегин. В белые ночи

Книга премьер-министра Израиля - воспоминания о коротком, но незабываемом отрезке его жизни - с момента ареста агентами НКВД в сентябре 1940 г. в Вильнюсе после оккупации Литвы Красной армией и приговоренного к 8 годам лагерей по ст.58 как социально-опасного элемента и до случайного освобождения из Печорлага зимой 1941 г. в числе польских граждан, попавших под амнистию в связи с соглашением между Польшей и СССР.

  

Йом А-Шоа (Холокост) (SABJE)

Этот день является недавним добавлением к еврейскому календарю памятных дней, и потому его обычаи находятся в стадии формирования. Не прошло еще достаточно времени, чтобы стало абсолютно ясно, что можно сказать о Катастрофе и как отнестись к ней. Различные общины отмечают Йом а-Шоа по-разному.
В некоторых синагогах в Йом а-Шоа проходит особая служба. Обычно зажигают шесть мемориальных свечей – в память о шести миллионах погибших во время Катастрофы, - и произносится поминальная молитва Азкара.

Йом Иерушалаим (День Иерусалима) (SABJE)

5 числа месяца Ияр 5708 г. (14 мая 1948 г.) было провозглашено существование государства Израиль. Иерусалим стал его столицей, но на протяжении последующих 19 лет город был поделен между арабами и евреями. Одна половина Иерусалима принадлежала евреям, другая – арабскому государству Иорданское королевство, во главе которого стоял король Хусейн. На протяжении этих лет евреи не имели доступа в Восточный Иерусалим, Старый Город, к таким святыням, как Западная Стена. Еврейские жители израильской части Иерусалима постоянно подвергались опасности обстрела с арабской стороны.