Istok.ru - "Иудаизм" Арье Форта
СинагогаОбразование

Молитва

“Молитва должна быть не выполнением установленных обязанностей, а страстной просьбой о милости, мольбой к Б-гу” (Поучения Отцов)

Евреи считают, что человек может молиться Б-гу когда угодно и где угодно. На страницах Танаха и Талмуда мы встречаем людей, молившихся спонтанно, высказывая Б-гу свои мысли и чувства. Существуют также установленные ежедневные молитвы. В основе их лежит порядок службы евреев в Храме.

Оба вида молитвы важны. Спонтанные молитвы обычно сопровождаются высоким эмоциональным подъемом, но если человек обращается к Б-гу только в минуты крайней необходимости, он делает это не слишком часто. Установленные молитвы дают возможность отстраняться от повседневности и обращаться к Б-гу регулярно.

Еврейский молитвенник, содержащий текст установленных молитв, называется сидур (множественное число – сидурим), что значит “установленный порядок”. Сиддурим печатаются на иврите. Хотя евреи считают, что к Б-гу можно обращаться на любом языке, иврит они называют лашон а-кодеш, “священный язык”, и считают его наиболее подходящим для молитвы. Тем не менее, сиддурим обычно снабжены постраничным переводом, так что человек, незнакомый с ивритом, может молиться на родном языке.

 

ЕЖЕДНЕВНЫЕ МОЛИТВЫ

Каждый день в синагоге бывает три службы: шахарит – утренняя молитва, минха – дневная молитва, и арвит – вечерняя молитва. В соответствии с еврейской традицией, начало этих ежедневных молитв было положено Праотцами. Авраам начинал свой день с молитвы; Ицхак молился днем, прерывая свои повседневные занятия и посвящая время Б-гу. Иаков молился вечером, благодаря Б-га за помощь в течение прожитого дня.

В синагогах время этих молитв совпадает со временем жертвоприношений евреев в древнем Храме. Они приносили одну ежедневную жертву в первые три часа дня, а вторую между полуднем и заходом солнца. Этим определяется время шахарита и минхи в наши дни. Ежедневные приношения оставались гореть на алтаре до восхода солнца следующего дня. В этот промежуток времени еврей может произнести вечернюю молитву, однако обычно это стараются делать не позже полуночи.

В дни новолуния и в праздники есть дополнительная молитва (мусаф). Она произносится в то время, в которое приносились дополнительные жертвы по таким случаям.

Самая важная еврейская молитва – это Шма. Она состоит из трех фрагментов:

Второзаконие 6:4-9 и 11:13-21 и Числа 15:37-41. Она начинается провозглашением единства Б-га, за которым следует признание связи с Ним и обязательство выполнять Его заповеди. Шма произносится во время утренних и вечерних богослужений. Еврей вновь повторяет эту молитву, отходя ко сну.

По Шаббатам и праздникам в синагоге читают Тору. Она также читается во время утреннего богослужения по понедельникам и четвергам. Начало этому было положено во времена, когда стоял Храм и Тору читали для крестьян, приходивших в эти дни в город продавать свою продукцию. Продолжение этой традиции сегодня дает еврею возможность быть уверенным, что он услышит чтение Торы по крайней мере раз в три дня.

Многие части богослужения и все публичные чтения Торы требуют присутствия десяти мужчин, достигших возраста 13 лет. Это называется миньян (необходимое число). Установленные молитвы могут быть произнесены и не в миньяне, но тогда определенные части их опускаются.

 

ВОСПОМИНАНИЯ

“Я много путешествую и не всегда могу прийти в шул (синагогу) утром. Когда мне это удается, я чувствую, что живу полной жизнью.” (М-р Ф.Сейл)

 

ТАЛИТ (МОЛИТВЕННОЕ ОБЛАЧЕНИЕ)

Во время утренней молитвы евреи-мужчины надевают талит (множественное число – талитот) и тфилин (см. фотографию). Полное название талита – талит гадоль (большое одеяние), в отличие от талит катан (малое одеяние).

Талит представляет собой квадрат или прямоугольник из белой ткани. Обычно талиты делают из шерсти или шелка, но для этого годится любая ткань из натурального волокна. К каждому из четырех концов прикрепляются кисти, называемые цицит. Они такие же, как на талит катан. Если вы бываете в синагоге, вы можете часто видеть мужчин, одетых в маленький талит, болтающийся вокруг шеи, как шарф. Это один из необъяснимых обычаев, появившихся за последние годы, приведший к тому, что талит стали ошибочно именовать “молитвенной шалью”. Талит должен покрывать большую часть тела невысокого человека, поскольку он также используется как саван, в котором его владелец будет похоронен. В некоторых общинах талитом покрывают и голову. Размер талита для взрослого должен быть примерно 2 метра на 1,5 метра.

Tallit (14501 bytes) - мальчик, одетый в талит и тфилин

Взглянув на талит, вы увидите синие или черные полосы по его сторонам. Их наличие объясняется тем, что в древние времена одна нить в каждой из четырех кистей была выкрашена в темно-синий цвет. Краску для этого добывали из моллюска, обитавшего в Средиземном море. Сегодня никто не знает, что это за моллюск, поэтому все кисти остаются белыми. Полосы же призваны напомнить еврею о темно-синей краске.

 

ТФИЛИН

Евреи-мужчины в возрасте старше 13 лет надевают тфилин (единственное число – тфила) каждый день во время утренней молитвы, кроме Шаббата и праздников. Мальчики обычно начинают накладывать тфилин за несколько недель до бар мицвы, чтобы научиться делать это правильно.

Тфилин представляет собой две черные кожаные коробочки, одну из которых надевают на верхнюю часть руки, а другую накладывают на голову. В коробочках находятся маленькие пергаментные свитки с фрагментами из Торы. Это два первых отрывка Шма, а также Исход 13:1-10 и 13:11-16. Текст должен быть написан квалифицированным писцом. В ручном тфилине все четыре фрагмента записаны на одном пергаменте. В головном тфилине есть четыре прилегающих друг к другу отделения, в каждом из которых содержится по одному фрагменту. Коробочки прошиты снизу сухожилиями. Свитки пергамента, коробочки, швы и ремни должны быть сделаны только из органов тела кошерного животного.

Тфилин – это хороший пример того, как идея претворяется в поступок. Ручной тфилин привязывается к верхней части бицепса левой руки (или правой, если мужчина – левша). Когда рука в покое, тфилин находится против сердца, напоминая надевшему его об обязанности служить Б-гу сердцем, то есть своими эмоциями. Головной тфилин располагают в центре лба, чуть выше линии волосяного покрова, тем самым он является напоминанием надевшему об обязанности служить Б-гу умом, т.е. своими мыслями.

Эти символы очень важны. Легко казаться праведником, важно, однако, что происходит внутри, т.е. мысли и чувства, которые не видны другим. Повседневное накладывание тфилина является персональным напоминанием его владельцу о том, что ему следует упорным трудом избавляться от нежелательных мыслей и чувств (зависть, месть) и развивать в себе положительное (любовь к Б-гу, заботу о ближнем и т.д.).

Тфилин – это священный для еврея предмет. Его открывают и проверяют примерно раз в три года, поскольку написанное может выцвести или потрескаться. Это делается квалифицированным писцом. Если вам когда-либо придется взять в руки тфилин, обращайтесь с ним бережно.

 

Задания

  1. Что такое сидур? На каком языке он напечатан? Почему сидуры часто бывают с переводом? Нужен ли сидур при спонтанной молитве? Объясните ваш ответ.
  2. Что такое талит? Каково его конечное назначение? Как облачение в талит может помочь еврею настроиться на нужный лад во время молитвы?
  3. Раввин местной синагоги попросил вас составить краткую инструкцию для еврейских мальчиков с объяснением того, что такое тфилин и как его накладывают. Составьте такую инструкцию. Ваши объяснения должны быть краткими и как можно более ясными.
  4. Каков, по-вашему, смысл такого символического действия, как накладывание тфилин?
СинагогаОбразование


© Arye Forta 1989, 1995
скачать zip архив книги