От составителей

ОТ СОСТАВИТЕЛЕЙ

Прежде чем читатель начнет знакомство с аспектами заповеди, касающейся супружеской жизни, мы бы хотели сделать несколько важных замечаний.

  1. В оригинале эта статья написана для людей, изучающих Тору, однако мы приложили все усилия, чтобы сделать ее доступной и для начинающих в иудаизме. Людям же, не соблюдающим хотя бы основные заповеди, нет никакого смысла читать данную брошюру.
  2. Хотя эта брошюра обращается к мужу, большая ее часть относится в равной степени и к жене.
  3. Рав Айзик Шер раскрывает нам в своей работе не только суть заповеди, но и идеальный путь к ее исполнению. Однако понятно, что  не  все  (и  не  всегда) могут находиться на этом идеальном уровне, и существует определенная опасность, что читатель переоценит духовный уровень, свой или супруги. В результате, пытаясь вести себя в соответствии с этим воображаемым уровнем, он рискует наоборот, опуститься еще ниже, чем был до этого. С другой стороны, есть опасность, что кто-то из читателей, увидев, что не находится на таком уровне, впадет в уныние из-за того, что он недостаточно праведен или у него «неправильная» жена и т.п. Поэтому нужно всегда помнить, что в первую очередь, следует знать и выполнять минимальные требования алахи (мы приведем их в конце брошюры), а изучение данной статьи позволит внимательному читателю получить правильное понимание этой заповеди и постепенно двигаться по направлению к идеалу с учетом инди-видуальных особенностей, своих и супруги.
  4. Статья написана как комментарий к «Святому посланию» Рамбана. Однако если читатель еще не знаком со «Святым посланием», это не затруднит ему понимание нашей брошюры.
  5. По поводу аспектов исполнения заповеди, касающихся супружеских отношений, существует несколько традиций. Путь, который объясняет р. Айзик Шер, представляет собой классический вариант – в этом духе в ешивах обучают будущих женихов их наставники (мадрихим). Поэтому, если кто-то выбрал другой подход, он также может быть легитимен. Однако стоит убедиться, что учитель, который наставляет соответственно этому подходу, компетентен в данном вопросе.
  6. Так как труд, положенный в основу настоящей книги, был написан для изучающих Тору в прошлых поколениях (середина 20-го века), в нем встречаются материалы, прямой перевод которых на русский язык мог бы оказаться неинтересным или сложным для современного читателя (особенно для начинающего). И чтобы не отвлекать его от сути, мы взяли на себя смелость сократить некоторые фрагменты или передать их своими словами, а также добавили некоторые важные, на наш взгляд, разъяснения. Хотя некоторые из них могут показаться лишними грамотному человеку, мы оставили их для начинающих.

Очевидно, что прочесть эту брошюру один раз недостаточно для того, чтобы хорошо уяснить материал, поэтому нужно время от времени ее перечитывать, пока написанное в ней не станет очевидным и само собой разумеющимся. В связи с этим все комментарии, которые показались нам важными для повторения, мы вставили в основной текст, а все, что достаточно прочитать один раз, мы опустили в сноски, чтобы облегчить читателю последующие прочтения.

  1. Рав часто приводит Зоар, чтобы подчеркнуть правильность и святость сказанного, вызвать возвышенные чувства. Зоар – очень сложная книга, изучаемая людьми посвященными, большая ее часть непонятна для неподготовленного человека. Поэтому читателя не должно смущать, что он «не совсем» понимает приведенные отрывки (это совершенно необязательно для понимания статьи, и рав явно не рассчитывал на то, что их поймут).

Однако следует быть осторожным и помнить, что Зоар говорит только о некоторых процессах, происходящих в духовных мирах, моделью которых является идеал человека. О самом Творце мы не имеем ни малейшего представления, а только знаем, что Он – полное, абсолютное совершенство, не имеющее никаких ограничений, и нет никакой возможности представить Его или описать. Зоар же, раскрывая некоторые духовные процессы, использует воспринимаемые человеком образы, что делает возможным приводить некоторые из отрывков в качестве доказательства правильности соответствующего поведения. Зоар ни в коем случае не говорит о самом Творце.

Есть люди, которые воображают из себя «святых», стремящихся делать больше, чем того требует Закон. В статье рав критикует их так же, как и Рамхаль в «Месилат Йешарим». Он говорит: чтобы делать больше, чем требуется, нужно думать и взвешивать на тончайших весах истины правильность каждого поступка, а не делать первое, что приходит в голову. Мы сохранили эту критику, так как и в наше время встречаются люди, склонные к подобным заблуждениям.