Предисловие

ПРЕДИСЛОВИЕ

הִנֵּה יָמִים בָּאִים נְאֻם אֲדֹ-נָי יֱ-הֹ-וִ-ה וְהִשְׁלַחְתִּי רָעָב בָּאָרֶץ לֹא רָעָב לַלֶּחֶם וְלֹא צָמָא לַמַּיִם כִּי אִם לִשְׁמֹעַ אֵת דִּבְרֵי יְ-הֹ-וָ-ה (עמוס ח יא)

«Вот наступают дни, – изрек Господь Б-г, – когда я пошлю голод на землю: не голод хлеба и не жажду воды, а только <желание> слышать речение Б-га» (Амос 8:11).

Р. Хаим Шмулевич, благословенна память праведника, задает вопрос: «Этот стих является частью пророчества о наказании. Однако, на первый взгляд, это хорошее, обнадеживающее обещание – народ будет жаждать слова Всевышнего!» И отвечает: все же это является и частью проклятия: человек, которого мучит жажда, готов пить любую воду, не разбирая, чистая она или мутная. В этом пророчестве говорится о том, что после долгих лет, в течение которых евреи будут оторваны от Б-га, в них пробудится духовная жажда, но в силу этой жажды они не будут проверять, насколько надежны источники, которые они изучают.

Тем более это справедливо по отношению к знаниям о супружеской жизни. Ведь известно, что чем больше святость заповеди, тем сильнее пытается йецер а-ра (дурное начало) ее испортить. А святость и значение этой заповеди воистину огромны: от правильности ее понимания и исполнения зависит то, как будут выглядеть все будущие поколения.

Кроме того, это имеет большое влияние и на душу самого человека, как пишут Раавад в «Баалей а-нефеш» (приводится в Бейт Йосеф, 240) и Рамбан в «Святом послании». А «Мишна Брура» (240:54) приводит мнения поским от имени Аризаля, что после близости даже если не происходит зачатие, все равно появляются бестелесные души, и от того, как в это время ведут себя супруги, зависит уровень святости этих душ.

Хотя на эту тему не говорят публично, а только наедине, сегодня, видимо, нет другого выхода, так как далеко не все стремящиеся к знанию имеют возможность найти надлежащего учителя, и есть большая вероятность того, что йецер а-ра «поможет» им оступиться на этом пути. Поэтому, несмотря на все опасности, связанные с публикацией этой брошюры, мы решили предоставить русскоговорящим евреям возможность почерпнуть знания из надежного источника[1].

Основу книги составляет статья рава Айзека Шера (1881 – 1953), основателя и первого рош ешива «Слободка» в Израиле. Еще в довоенный период он был одним из мудрейших и знающих людей в своем поколении.

 

[1] Я обсуждал этот вопрос с одним из больших современных раввинов, учеником р. Й.Ш. Элияшива, и он сказал мне, что считает необходимым сделать такую работу для русского читателя, так как, во-первых, люди должны знать суть этой заповеди, а во-вторых – «Яма пуста, в ней нет воды» (Берейшит 37:24), и говорят мудрецы: «Нет воды, но есть змеи и скорпионы» (Шабат 22:1), т.е. там, где нет торанических знаний, появляются другие учения, противоречащие Торе.